- Михаил Касьянов неоднократно поднимал вопрос о том, что одной из основных функций финансового рынка является привлечение инвестиций в реальный сектор. Однако приток инвестиций через этот рынок сейчас недостаточен. Что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию в этой сфере?
- Недавно прошло заседание Совета по предпринимательству при правительстве, там этот вопрос обсуждался, и все его участники обращали внимание на одну главную проблему - налоговую систему. К сожалению, в ходе налоговой реформы была отменена инвестиционная льгота по налогу на прибыль, и это, безусловно, сказалось на инвестиционном климате. Предприятия стали уменьшать заявляемую прибыль, соответственно произошла переоценка активов в худшую сторону. В мае этот процесс стал очевидным для всех, с этого времени несколько снизились темпы роста капитализации нашего фондового рынка. Я не думаю, что это реально отражает ситуацию в экономике страны. Решение проблемы надо искать в области законодательства по налогообложению прибыли.
Между тем инвестиции в реальный сектор экономики через фондовый рынок поступают. В этом году фондовый рынок даже обогнал банковский сектор в сфере обеспечения предприятий финансовыми ресурсами.
- Президент Путин наложил вето на предложенные ФКЦБ поправки к закону о рынке ценных бумаг. Каковы ваши прогнозы развития ситуации?
- Сейчас идет работа над новой редакцией законопроекта. В ближайшее время мы его согласуем. Обращаю ваше внимание на то, что вето было наложено по юридическим и техническим причинам, оно не было связано с содержанием этого нормативного акта. Речь идет об отдельных формулировках, о соотношении этих формулировок с гражданским законодательством.
- С точки зрения фондового рынка какие главные проблемы содержит процесс вступления России в ВТО?
- Главная проблема - мы должны войти в ВТО с адекватной нормативно-регулирующей базой. В противном случае наступит если не повторение начала 90-х годов, то, по крайней мере, некая эпоха "дикого капитализма". Необходимо принятие таких законов, как закон об инсайдерской информации, закон об афиллированных лицах, необходимо обеспечить внесение поправок в уголовное законодательство, касающихся преступлений на фондовом рынке, которые сегодня Уголовным кодексом не предусмотрены. Это те необходимые меры, которые должно предпринять государство. С другой стороны, нам хотелось бы, чтобы за оставшийся до открытия наших финансовых рынков период российские профессиональные участники фондового рынка стали финансово стабильными и конкурентоспособными. Неправильно говорить, что ФКЦБ будет стоять на пути конкуренции, но мы бы хотели, чтобы наши профучастники преодолели все последствия, вызванные экономическим кризисом 1998 года.
- Когда вы говорите о периоде "дикого капитализма", вы имеете в виду возможные эксцессы, которые будут сопровождать появление на наших рынках иностранных фондовых институтов?
- У нас есть достаточно примеров, каким образом сегодня и иностранцы, и ряд российских компаний, зная, что такое инсайдерская информация, и умея с ней обращаться, пользуются инсайдом и искажают ситуацию на рынке. У нас сегодня в законодательстве нет ни определения, что такое инсайд, ни возможности пресекать действия участников рынка, связанные с ним.
- А на какой стадии в настоящее время находится законопроект об инсайдерской информации?
- Закон об инсайде находится в Госдуме. Мы работаем над этим проектом совместно с депутатами и надеемся, что в течение следующего года этот закон будет принят. Одновременно должны быть приняты поправки в Уголовный кодекс, которые обеспечат правоприменение по данному закону. Тут хотелось бы обратить ваше внимание, что на фондовом рынке есть много проблем, связанных с правоприменением. Вы знаете, что в России Комиссия по рынку ценных бумаг не обладает функциями, которые имеют подобные ведомства в западных странах. В нашей стране вопросы правоприменения по большей части относятся к компетенции российских правоохранительных органов. При этом мы считаем, что в России достаточное количество таких ведомств, и наделять сейчас Комиссию правами силовиков нет никакой необходимости. Возможно, через 5-10 лет этот вопрос встанет на повестке дня, но сегодня мы такой необходимости не видим. Наша задача - выстроить систему взаимодействия с правоохранительными органами. Это сотрудничество у нас есть, но оно нуждается в серьезном совершенствовании.
- Летом вы объявляли, что на нашем рынке скоро появятся ценные бумаги международных финансовых организаций - МФК, ЕБРР и Всемирного банка. Какой смысл в этом шаге?
- В первую очередь у нас на рынке появятся бумаги Европейского банка реконструкции и развития - этого события мы ждем в будущем году. Оно имеет важное значение по целому ряду причин. Главное, на нашем рынке появятся ценные бумаги очень высокого рейтинга. Российские инвесторы смогут улучшить свои инвестиционные портфели. Но еще важнее то, что инвесторы смогут использовать ценные бумаги ЕБРР как базу, как точку отсчета при расчете риска по другим ценным бумагам. Если такой точки отсчета нет, стоимость облигаций на рынке начинает плавать, и никто не понимает, сколько и за какой риск допустимо платить. А так риск по каждому из эмитентов можно будет рассчитывать, сравнивая его с риском по базовым ценным бумагам, имеющим рейтинг ААА.
- Не могли бы вы подвести предварительные итоги работы с Кодексом корпоративного поведения?
- На уровне психологическом, на уровне оценки отношения эмитентов и инвесторов к кодексу - итоги, на наш взгляд, очень хорошие. Если же говорить о конкретных цифрах, то для оценки ситуации необходимо время: на следующей неделе будет опубликовано первое исследование по работе над кодексом, его делает Российский институт директоров совместно с Ассоциацией менеджеров. Это исследование оценит, каким образом рынок относится к кодексу. Сейчас совместно с РСПП и Торгово-промышленной палатой мы работаем над созданием Национального совета по корпоративному управлению. Премьер-министр Касьянов поддержал нас в создании такой организации. В конце января - начале февраля состоится первое заседание Совета, на котором будут обсуждаться первые итоги применения кодекса. Кроме того, на прошлой неделе все российские биржи зарегистрировали новые правила доступа ценных бумаг (правила листинга). Они предусматривают, что высший уровень листинга - категорию "А1" - получат только те компании-эмитенты, которые в полном объеме соблюдают Кодекс корпоративного управления. Остальные включенные в листинг компании обязаны раскрывать информацию о том, в какой степени они применяют кодекс. Эти правила вступят в силу в конце ноября - начале декабря, и мы уже реально увидим, что происходит в компаниях.
- И у вас есть надежда, что высшие менеджеры крупнейших компаний раскроют свои оклады?
- Я думаю, да. Здесь нет большой проблемы. Она в большой степени создана самими менеджерами. Я думаю, что наше население уже понимает, что управлять крупной компанией - довольно тяжелое дело, и оно нуждается в соответствующем вознаграждении. Шоком раскрытие этих цифр ни для кого не станет. Но, возможно, для самих менеджеров возникает вопрос, адекватно ли получаемое ими финансовое вознаграждение результатам их деятельности на предприятиях.
- Удовлетворены ли вы сложившейся в России системой фондовых бирж?
- Сейчас мы повысили требования к капиталу биржи, потому что торговая площадка должна быть хорошо капитализирована. Мы хотели бы, чтобы биржи постепенно превращались в открытые акционерные общества со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая соблюдение Кодекса корпоративного поведения и возможности привлекать ресурсы для своего развития. С одной стороны, биржа - это такой же бизнес, как и любой другой. Эта та позиция, которой сегодня придерживается Международная организация регуляторов фондового рынка. Она сейчас создает стандарты, стимулирующие переход бирж в ОАО. Уже около 70% торговых площадок в мире являются открытыми обществами. С другой стороны, биржа еще и квазирегулятор фондового рынка. И вот тут к бирже должны предъявляться гораздо более жесткие требования, чем к любому другому акционерному обществу, потому что она отвечает за справедливость цен на фондовом рынке. В этом направлении мы также работаем, уже предложены соответствующие поправки к законодательству. Недавно внесенный нами в правительство законопроект о коммерческих бумагах также предусматривает совершенствование биржевой инфраструктуры. Да вы и сами видите, что сейчас происходит на рынке. Реально работающими являются 3-4, максимум 5 существующих в нашей стране бирж. И, наверное, этого количества России в принципе и хватит.
- Скажите, а средства массовой информации имеют значение для фондового рынка?
- Этот вопрос в числе прочих мы в ближайшее время будем обсуждать на правительстве. Фондовый рынок - это виртуальный рынок. Это рынок информации. К сожалению, информация о фондовом рынке и особенно сведения, связанные с системой защиты прав граждан, до самих граждан не доходят. И здесь возникает вопрос об ответственности средств массовой информации перед обществом. СМИ часто не чувствуют ответственности при освещении не только политических событий, но и событий на фондовом рынке. Мы не говорим, что СМИ должны рекламировать фондовый рынок, но поскольку существенно изменился уровень защиты прав населения на нем, то граждане должны понимать свои права, понимать, как они защищаются, понимать какую часть рисков берет на себя население, а какую - государство.
- Кстати о рисках. Не стоит ли на повестке дня вопрос о введении обязательного страхования рисков держателей ценных бумаг?
- В Америке корпорация, которая страхует риски держателей ценных бумаг - частная, то есть профессиональные участники фондового рынка сами себя страхуют. У нас на сегодняшний день ничего не мешает профучастникам этим заниматься. Комиссия неоднократно обращалась к саморегулируемым организациям, чтобы они взяли на себя эти функции, обсуждение идет, но на наш взгляд оно идет слишком медленно. Говорить о законодательном закреплении такого рода вещей можно только после того, как появится хоть какая-то практика. Пока у нас такой практики нет.