Россия готовится к передаче Украине нескольких важных объектов за границей. На очереди для получения партии российской зарубежной собственности стоят и другие республики бывшего СССР. В кулуарах власти уже с опаской говорят, что этот процесс будет крайне сложно остановить. Страна теряет свою собственность не только по инициативе особо расторопных соседей - они лишь пользуются моментом. Россия сегодня не в состоянии эффективно распоряжаться имеющимся у нее зарубежным имуществом, и тем более ей не по силам доказать свои права на спорные объекты.
Царское золото, наследство эмигрантов, перед смертью простивших свою родину, виллы, подаренные русским балеринам на средиземноморском побережье, - все это сегодня, хотя и выглядит как миф, как утверждают специалисты, могло бы принадлежать России. Добавим к перечисленным зарубежные богатства бывшего СССР, сведения о которых хранятся в государственных архивах. Стремление во что бы то ни стало засекретить находящиеся там документы, возможно, связано и с тем, что государство не в состоянии противопоставить что-либо серьезное лавине возможных исков в иностранные суды от бывших собратьев по Советскому Союзу.
Как рассказал "НГ" заместитель министра имущественных отношений Владимир Мамигонов, потенциальных объектов, на которые Россия могла бы установить право собственности, довольно много. Реализовывать эти возможности можно только через суды, а следовательно, надо нанимать высококвалифицированных адвокатов. Бюджет на это средств не выделяет. "Мы экономим деньги, чтобы нанять адвокатов, - с горечью говорит Мамигонов, - а когда нас зажимают, мы пытаемся разрешить ситуацию дипломатическими нотами". Но, добавляет чиновник, на Западе эти вопросы решаются только через суд.
Однако страна не может рачительно распорядиться даже тем, что у нее сегодня осталось. "Сейчас речь идет не о том, что было. Давайте перепишем хотя бы то, что есть", - говорит источник "НГ" в Счетной палате. Но государство, едва сводящее концы с концами при составлении бюджета на очередной финансовый год и собирающееся продать часть драгоценных камней и металлов, чтобы заплатить своим кредиторам, до сих пор точно не знает, какие именно объекты собственности у него есть за границей.
Как следует из данных Счетной палаты, имеющиеся сегодня сведения о количестве находящихся за рубежом объектов недостоверны. Функции ведения реестра фактически дублируются Министерством имущественных отношений и Управлением делами президента. Последнему в 2000 году были переданы практически все объекты за границей, за исключением зданий, необходимых МИДу. В УДП, как отмечает Счетная палата, отсутствует не только реестр, но и информационная база данных федерального недвижимого имущества, находящегося в его оперативном управлении. Кроме того, государство не только не знает хотя бы приблизительную рыночную стоимость имеющегося за границей имущества - существуют расхождения даже относительно его балансовой стоимости.
Финансовый и иной контроль за деятельностью структур, управляющих от имени государства загрансобственностью крайне слаб. Так, например, по словам аудитора Счетной палаты Николая Локтионова, коммерческая деятельность находящегося в подчинении Управделами президента ГУП "Госзагрансобственность" юридически не оформлена и осуществляется с нарушением международных правовых норм. Как правило, представителями этого предприятия за рубежом являются технические работники, что, по мнению аудитора, оказывает негативное влияние на качество управления собственностью.
Как утверждает Локтионов, значительный объем средств, которые получает "Госзагрансобственность" за рубежом, направляется на счета самого предприятия в виде чистого дохода и, что самое главное, используется им по своему усмотрению. При этом бюджет все равно выделяет деньги на содержание и ремонт недвижимости, которая находится в хозяйственном ведении ГУПа.
Сегодня все попытки разрешить судьбу российских объектов за рубежом сводятся к перебранкам между представителями Счетной палаты, Управлением делами президента, ГУП "Госзагрансобственность" и другими унитарными предприятиями, от имени государства управляющими загрансобственностью. Ведомство Сергея Степашина заявляет об обнаруженных нарушениях, все остальные участники споров хором их отрицают.
Заметим, что собственность за рубежом - это не просто вопрос дополнительных квадратных метров где-нибудь в Париже или Пекине или нескольких миллионов долларов дополнительных доходов государственной казны. Зарубежная собственность - это еще и престиж государства: ничто так наглядно не демонстрирует его ослабление, как, например, российские здания, ветшающие в центре европейских столиц, или роскошные особняки, право собственности на которые страна так и не сумела отстоять.