Нынешний год сложился для производителей мяса сравнительно благополучно. По данным Госкомстата, производство мяса в российском животноводстве за 9 месяцев года достигло 4,5 млн. тонн в живом весе, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 4,9%. Единственное, что огорчает, - рост производства мяса, как и прежде, происходит отчасти за счет сокращения поголовья скота, в том числе и молочного. Численность крупного рогатого скота за год уменьшилась на 1,1%, в том числе коров - на 3,7%.
Впрочем, на обеспечение населения мясом это не повлияет. Сокращение стада компенсировано ростом поголовья свиней (на 5,1%), а также коз и овец (на 4,5%).
Российская мясоперерабатывающая промышленность, которая использует не только отечественное, но и импортное сырье, развивается еще быстрее. По итогам 9 месяцев производство мяса увеличилось на 13,3%, мясных полуфабрикатов - на 15%, колбасных изделий - на 17,5%.
Отечественная продукция постепенно вытесняет с рынка импортную. Как сообщила корреспонденту "НГ" аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Лариса Дорогова, в нынешнем году ожидается повышение доли отечественного мяса на рынке с 65 до 68%. Однако это не значит, что импорт сокращается. По данным таможни, ввоз в Россию мяса (включая мясо птицы) за 8 месяцев года вырос на 11%. Таким образом, налицо общий рост потребления мяса. Лариса Дорогова обратила внимание на то, что в течение последних лет физические объемы мясного импорта почти не менялись, а колебания российского производства мяса напрямую зависели от колебаний объемов потребления. Среди всех продуктов питания мясо в наибольшей степени чувствительно к изменениям доходов населения. Согласно прогнозам ИКАР, в нынешнем году потребление мяса в России увеличится более чем на 2%. Средний россиянин в нынешнем году съест 48 кг мяса - на 1 кг больше, чем в прошлом году.
Цифры довольно странные: получается, что производство и импорт мяса растут быстрее, чем потребление. Этот факт объясняется тем, что, с одной стороны, увеличение доходов позволяет людям употреблять полуфабрикаты и колбасные изделия с большим содержанием чистого мяса; с другой стороны, потребление все-таки сдерживается недостаточным ростом доходов, и поэтому неминуемо увеличатся запасы нераспроданной мясной продукции - и нашей, и импортной.
Особая ситуация сложилась на рынке птичьего мяса, который в этом году стал ареной острых политических сражений, связанных с "ножками Буша". Как отметила в беседе с корреспондентом "НГ" вице-президент Российского птицеводческого союза Галина Бобылева, соотношение российского и импортного птичьего мяса на рынке сохранилось на прошлогоднем уровне. Импортная продукция по-прежнему составляет примерно 60% рынка. Даже жесткие меры, которые российская ветеринарная служба предпринимала против импортной птицы, не повлияли, не уменьшили долю импорта на рынке. По словам Галины Бобылевой, это объясняется тем, что в период действия ветеринарных запретов распродавались имевшиеся запасы.
Однако, несмотря на жесткое давление со стороны зарубежных конкурентов, российское птицеводство успешно наращивает производство. В этом году Росптицесоюз прогнозирует прирост производства птичьего мяса примерно на 14%, или на 150 тыс. тонн. То есть птицеводство развивается быстрее, чем животноводство в целом. По мнению Бобылевой, это произошло благодаря тому, что российские птицеводческие предприятия активно модернизируют технологии, оборудование и улучшают условия содержания птицы. Да и инвестиционный цикл в птицеводстве короче.
Комментируя для "НГ" эти факты, глава российского представительства американского Совета по экспорту мяса птицы и яиц США Альберт Давлеев подчеркнул, что ветеринарные мероприятия не повлияли на импорт птичьего мяса, так как они были направлены исключительно против американского импорта. В результате вакуум, образовавшийся из-за недопоставок американских окорочков, был заполнен бразильскими курами. Поставки мяса птицы из Бразилии в нынешнем году выросли в 5,5 раза. Последствия этого и для российского производителя, и для российского потребителя, по мнению Давлеева, только негативные. Дело в том, что российские птицефабрики и американские экспортеры работали на разных сегментах рынка. Россияне производят в основном целые куриные тушки, американцы - окорочка. Вытеснение американских окорочков привело к появлению на рынке бразильских цельных тушек, которые напрямую конкурируют с российской продукцией. Стоимость бразильской курицы в розничной продаже примерно на четверть ниже, чем курицы местного производства. Российский потребитель тоже потерпел ущерб: вытеснение дешевых американских окорочков с рынка привело к увеличению цен на мясо птицы на 15-25%.
Альберт Давлеев высказал предположение, что в конце года российская мясная промышленность может столкнуться с кризисом перепроизводства. У такого прогноза есть основания - ведь запасы продукции растут, а производство систематически обгоняет потребление.