Российский рынок молока и молочных продуктов находится в ожидании очередного передела. Как полагают опрошенные "НГ" эксперты, в будущем году здесь должно появиться несколько крупных холдингов, которые образуются путем поглощения существующих молочных заводов и слияния компаний-переработчиков. На вероятность именно такого варианта развития событий указывает, с одной стороны, не прекращающийся на протяжении последний лет рост потребления молочных продуктов. А с другой, тот факт, что производственная база многих отечественных предприятий (главным образом региональных) по переработке молока попросту не соответствует ни желаемым темпам наращивания объемов, ни потребности разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Однако самостоятельно справиться с переоборудованием эти предприятия, как правило, не в состоянии. Потому и становятся потенциальной добычей для уже существующих крупных игроков молочного бизнеса.
Как заявил "НГ" аналитик инвестиционной компании "Проспект" Марат Ибрагимов, региональные предприятия по переработке молока действительно переживают сейчас технологический кризис, учитывая, что "существенных инвестиций в обновление производственной базы никто не делал на протяжении последних 10 лет". Многие региональные заводы работают на оборудовании, которое было установлено еще во времена СССР. Не случайно все прошлые годы "Вимм-Билль-Данн", наращивая производство, старался скупать здания и инфраструктуру таких предприятий. Сейчас же крупные компании будут скупать региональные заводы начиная с наиболее современных и жизнеспособных. Продвинутую "Кубанскую Буренку" (Краснодарский край) уже, например, съел "Вимм-Билль-Данн".
Причем скорее всего крупные холдинги, объединяющие в своем составе производство молока, его переработку и реализацию, будут формироваться вокруг уже существующих структур. Ожидать появления совершенно новых игроков в связи с переделом производственных мощностей сложно, считает Марат Ибрагимов. Для этого нужны большие деньги, но у региональных переработчиков их нет, а закачивать в молочный бизнес деньги, заработанные в других отраслях (как это произошло с компанией "Планета Менеджмент", близкой акционерам "Сибнефти"), поздно - рынок уже поделен. Таким образом, перемены на молочном рынке сведутся к региональной экспансии и укреплению вертикальной интеграции уже существующих структур.
Исследования маркетингового агентства GFK Market Research показывают, что лидером на рынке молочных продуктов является российская компания "Вимм-Билль-Данн". На ее долю приходится более 50% рынка стерилизованного молока и почти две трети рынка йогурта (оставшуюся треть делят между собой "иностранцы" - Danon, Ehrmann и Campina). Что же касается собственно молока, то здесь серьезную конкуренцию "Вимм-Билль-Данну" составляют местные производители, крупнейшие из которых - это питерская компания "Петмол" и Пискаревский молококомбинат. Другими крупными участниками молочного рынка являются Останкинский молочный комбинат, Parmalat и "Планета Менеджмент". И в будущем году маркетинговые аналитики ожидают некоторого перераспределения молочного рынка между российскими и западными компаниями. Ни те ни другие пока не стремятся широко афишировать планы своей региональной экспансии, хотя определенные шаги предпринимают практически все.
Однако, как показывает практика, скупка предприятий не всегда оказывается единственным вариантом для обновления оборудования. Например, голландская компания Campina сделала ставку на проведение лизинговых программ. В конце прошлого лета к ним уже подключилось несколько подмосковных предприятий по производству молока, поставляющие продукцию на завод компании, расположенный в поселке Ступино. Для этого была создана специальная лизинговая компания Agro-industrial finance company (AFC), а в качестве поставщиков оборудования выступают шведская компания DeLaval и итальянская Gascogne Melotte. За новое оборудование производители молока будут расплачиваться поставками своей продукции компании Campina.
Но чем бы ни тешились молочные компании - игра стоит свеч. В соответствии с прогнозом компании Tetra Pak, в этом году потребление молочных продуктов в России увеличится на 25% по сравнению с прошлым годом - в натуральном выражении объем рынка составит около 10,6 млрд. литров. Понятно, что не последнюю роль в этом играют расширение ассортимента и реклама. Даже на рынке обычного на первый взгляд пастеризованного продукта за последний год появились такие экзотические товары, как кобылье и козье молоко.
Стоит отметить, что не слишком-то благополучное состояние региональных перерабатывающих предприятий говорит о том, что рынок молочных продуктов далек пока от состояния, когда все пенки с него сняты. Для того чтобы сделать это, у крупных компаний есть еще как минимум два-три года.