0
943
Газета Экономика Интернет-версия

01.11.2002 00:00:00

Шанцев к Чубайсу претензий не имеет

Тэги: шанцев, мосэнерго


- Валерий Павлинович, означают ли ваши требования о передаче "Мосэнерго" в управление правительства Москвы, что вы принципиально не согласны с планом реформирования электроэнергетики и, в частности, с тем, что сбытовые компании будут переданы в частные руки?

- Система реформирования предусматривает создание генерирующих, сетевых и сбытовых компаний. Я не считаю это панацеей, потому что энергетический рынок достаточно специфичен - товар, который не положишь в авоську и не отвезешь, куда просит потребитель. Например, мы сейчас с удовольствием купили бы электроэнергию, которая вырабатывается на Калининской АЭС: они нам предлагают ее по 10 копеек, а "Мосэнерго" ее продает по 50 копеек. А как это сделать? Надо же линии электропередачи строить, которые пройдут по нескольким областям. Средства и техническая возможность для этого есть. Но пока мы в самом начале пути, создали рабочую группу.

Кроме того, мы хотим, чтобы электроэнергия, которая вырабатывается на наших генерирующих мощностях, тоже могла конкурировать на оптовом рынке России. Дело том, что в Москве специфичная структура генерирующих мощностей - они прежде всего предназначены для обеспечения города теплом. Теплоэлектроцентрали вырабатывают тепловую энергию, а электричество здесь - как побочный продукт. Поэтому затраты на производство тепловой и электрической энергии распределены чисто формально. Когда идет отопительный сезон, электроэнергия ТЭЦ сопоставима по стоимости с электроэнергией ГЭС и близка к стоимости электричества АЭС. А с середины мая до середины октября, когда топить не надо, стоимость электроэнергии резко возрастает. И выходить на рынок с этой продукцией бесполезно - ее нигде не купят. Но остановить производство энергии в Москве, чтобы покупать на оптовом рынке дешевое электричество, практически невозможно. За лето оборудование может прийти в негодность, а значит, его надо консервировать, следить за его состоянием, а по осени проводить расконсервацию. Если посчитать затраты на эти работы, электроэнергия станет неконкурентоспособной и зимой. Какой же смысл для нас в таком "рынке", когда мы заранее знаем, что окажемся в невыгодных условиях?

- Эта позиция касается и остальных регионов страны или исключительно Москвы?

- Мы не очень хорошо знаем специфику других регионов. Известно, что почти нигде нет возможности построить вертикально интегрированную компанию в масштабах одного региона. Там генерирующие мощности и сети зачастую находятся вне территории субъекта РФ. Мы же самодостаточны - у нас генерация, сети и сбыт внутри. Весь мир знает, что вертикально интегрированные компании, где есть производство, транспортировка и сбыт, - это самая эффективная и стабильная форма работы. Мы помним, что разрушение таких компаний в Калифорнии и Англии привело к кризису.

Там, где нет возможности выстроить такое предприятие, следует создать одну оптовую компанию, которая сбывала бы электроэнергию во все регионы; у каждой генерирующей компании должен быть свой тариф. Но нам-то зачем это делать? У нас трубы, по которым идет тепло, направлены в Москву, а не куда-то в другую сторону. Тепло и электроэнергия в городе вырабатываются на ТЭЦ, и невозможно разделить производство тепла и электроэнергии. А реформа предполагает вывод тепловых сетей за скобки.

- Руководство других субъектов поддерживает вашу точку зрения?

- Думаю, да. Во всяком случае, когда я выступаю на межрегиональных совещаниях по этому вопросу, руководители субъектов Федерации реагируют весьма одобрительно, но всегда добавляют при этом: "Вам легко это делать - у вас нет долгов перед энергетиками. А если мы начнем таким образом выступать, то нам просто рубильник отключат". Да, наша позиция во многом основана на нашей уверенности в том, что Москва не пропадет на этом рынке, какие бы преобразования сегодня Чубайс ни сделал. Причина проста - московский рынок сбыта расплачивается живыми деньгами и делает это стопроцентно. В других регионах энергетикам приходится все отдавать в кредит и потом дожидаться платежей. К нам же электроэнергия придет при любых условиях - Москву без электричества никто не оставит. Но мы хотим, чтобы в аварийных ситуациях у нас были рычаги управления. И не хотим, чтобы система оказалась неуправляемой.

На роль координирующего органа выдвигают государство, но государство - это кто? В Москве государство - это правительство столицы. Причем мы предлагаем простое решение, не выдавая его за истину в последней инстанции. Будет переходный период, в течение которого Московской управляющей компанией могло бы руководить правительство столицы. А кто-то пусть командует в другой компании, и посмотрим, у кого получится лучше.

Сейчас действительно необходимо регулировать электроэнергетику региона, иначе мы не можем развивать реальный сектор экономики. Любому инвестору, который пришел в Москву заработать, "Мосэнерго" предлагает построить для себя электроэнергетические мощности. А в процессе жилищного строительства создавать энергетические мощности приходится правительству Москвы. Где вы видели такой рынок? Потребитель для производителя - святое лицо. Производитель должен молиться на него, чтобы он попросил у них дополнительного продукта, то есть помог им расширить бизнес. А "Мосэнерго" это как будто не нужно.

Реформировать надо. И сбытовые компании следует поставить в такие рамки, чтобы развитие бизнеса было для них объективной, экономически выгодной необходимостью.

- Так в правительстве и в РАО "ЕЭС России" вас не слышат или просто не хотят слышать?

- Я не обвиняю ни в чем Анатолия Борисовича (Чубайса. - "НГ"). Я ему это говорил. Но каждый из нас защищает свои интересы. У нас есть обязанности, и мы просим дать нам определенные ресурсы. Они являются управляющей компанией и настаивают на том, чтобы у них был превалирующий ресурс. Это объективная борьба интересов. Мы только не понимаем, почему собственник всего этого хозяйства - государство в лице правительства страны поддерживает не правительство Москвы, а менеджера.

- Вы говорите о борьбе между РАО и правительством Москвы. А не поздно ли уже для борьбы - законопроекты по реформированию электроэнергетики проходят через Думу, и довольно успешно.

- Нет, не поздно. Мы уже прошли полугодовую переговорную стадию, и Чубайс здорово поправил свою позицию. Он отдает нам сетевую компанию в электроснабжении и тепловую компанию. А мы создаем сбытовую компанию. И Чубайс тоже прекрасно понимает, что в сбыте мы будем все решать сами, потому что сети наши, и мы их эксплуатируем. Что касается генерирующей компании, то нам все равно, откуда приходит электроэнергия. У нас деньги есть, и если не наша, то другая компания пригонит электричество и еще сети сама построит.

В Англии, когда создали вертикаль из генерирующих, сетевых и сбытовых компаний, тариф для населения перестал увеличиваться. Восемь лет тариф оставался прежним! Но генерирующая составляющая тарифа уменьшилась на 60%, а сетевая увеличилась на 60%. Таким образом, на колени поставили не людей, не сети, а генерацию. В России, кстати, избыток производства электроэнергии в 30%, поэтому выбирать тех, у кого брать электричество, будем мы.

- Сейчас возник еще один небольшой конфликт. Руководство Московской области выступает категорически против передачи "Мосэнерго" в управление правительства столицы.

- Руководство? Нет, несколько депутатов написали обращение к президенту.

- Но их опасения имеют под собой какое-нибудь основание?

- Думаю, им просто никто не объяснил смысл преобразований и они не очень понимают, чего добиваются. По Чубайсу будет создано две генерирующие компании: Московская городская и Московская областная. Нам достанутся все ТЭЦ, находящиеся на территории города, и две рядом с кольцевой дорогой. Все остальные ГРЭС и несколько ТЭЦ войдут в Московскую областную компанию. Но у нас себестоимость производства электроэнергии ниже в силу более современного оборудования и меньших затрат - ТЭЦ работают на газе, а в области применяется много угля, торфа и других энергоносителей. Сегодня это все в общем котле, то есть оплата потребления электроэнергии в Московской области в некоторой части осуществляется за счет Москвы. Как только произойдет разделение, каждый сядет на свои коврижки, и у них будет более дорогое электричество, а у нас более дешевое. Да, нам придется покупать часть продукции в области, но и они сами будут платить за потребляемое ими электричество. По нашим подсчетам, сейчас каждый год население столицы платит за областное порядка полутора миллиардов рублей. И мы договаривались о переходном периоде в полтора года с тем, чтобы это перекрестное финансирование ликвидировать. Но мы это должны делать шаг за шагом, чтобы не обрушить энергетику региона.

- Создание "Мосгорэнерго" - это уже решенный вопрос и процесс идет?

- Да, организация создана, руководитель подобран, сейчас разрабатывается устав...

- То есть работа находится в начальной стадии?

- Будем считать, что мы и не торопились с этим делом, время еще есть. Но если нас лишат возможности регулировать тарифы (а такое может случиться, поскольку считают, что через четыре года их вообще не придется контролировать - будет свободное ценообразование), то мы выживем и в такой обстановке. Потому что к тому времени сбытовая организация будет полностью функционировать и электроэнергия начнет приходить к нам. И цены будут регулироваться нами. Мы сможем не покупать дорогую электроэнергию у сетевой компании. Можно сказать, что мы сидим на последней миле.

- Не боитесь, что при создании "Мосгорэнерго" вам будут, как говорится, ставить палки в колеса? Свободный рынок подразумевает и свободную конкуренцию со всеми ее российскими особенностями.

- А посмотрите, что получилось. Все противники создания "Мосгорэнерго" больше всего ратовали за свободный рынок. Но стоило правительству Москвы приступить к созданию компании, которая в перспективе станет их конкурентом, и они тут же первыми начали кричать, что мы организуем симбиоз прокурора, судьи и адвоката. Только┘ чего бояться-то? Если наша компания не будет востребована, то она умрет сама по себе. Но если ее услуги понадобятся, то умрут те, кто выступает против. Согласитесь, честная конкуренция.

А вот когда сбытовая организация "Мосэнерго", где правительство столицы имеет 2,95% акций, влезает в наши сети и получает прибыль, не неся ни копейки затрат на их эксплуатацию, это уже нечестно. Пусть они арендуют сети - мы готовы рассмотреть этот вопрос. А сейчас мы вносим арендную плату за пользование сетями РАО "ЕЭС". Причем ее каждый год повышают, а мы вынуждены в свою очередь повышать тарифы. Получается, что потребителя поставили на этом рынке на колени и измываются над ним каждый год. Ни в одном рыночном пространстве такого нет - на любом рынке потребитель является хозяином. А у нас все поставлено с ног на голову. А мы просто хотим защитить потребителя и сделать систему более устойчивой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2976
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3419
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2501
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4430

Другие новости