Счетная палата полагает, что государство могло бы получать больше денег от госкомпании "Транснефть" в виде дивидендов. В самом деле, дивиденды на привилегированные (частные) акции традиционно превышают дивиденды на акции обыкновенные (государственные). Уравнять их - и в 2000 г., когда разрыв между выплатами двух типов был максимальным, в бюджет поступило бы еще 707,9 млн. руб., а в прочие годы - суммы также немалые. Такова логика аудитора Владислава Игнатова, отраженная в отчете Счетной палаты по итогам проверки эффективности управления акциями компании, находящимися в федеральной собственности. Значит ли это, что государство попросту не контролирует "Транснефть", позволяя менеджменту произвольно манипулировать дивидендами?
Конечно, нет. Решения о распределении прибыли, в том числе и о дивидендных выплатах, лишь предлагает совет директоров компании (в котором, кстати, есть представители Мингосимущества), а принимает собрание акционеров. В отличие от многих других корпораций реального сектора "Транснефть" - компания государственная. Государство в лице его представителей контролирует 75% капитала компании (это обыкновенные акции, - см. досье). С учетом того, что на собрании акционеров только обыкновенные акции и голосуют, контроль правительства над компанией попросту стопроцентный. Вряд ли возможно представить себе ситуацию, при которой госчиновники из года в год принимают решения, противоречащие интересам государства.
На самом деле решения эти государственным интересам вполне соответствуют. Вот, например, как прибыль "Транснефти" по итогам 2001 г., а также неиспользованная прибыль прошлых лет (14 020 млн. руб.) была распределена по решению собрания акционеров 28 июня 2002 г. Компания выплатила 2 млрд. 668 млн. руб. дивидендов. Дивидендные выплаты по привилегированным акциям составляют по уставу компании 10% чистой прибыли государственной нефтепроводной компании - такой порядок отменялся в 1999 г., но был восстановлен по решению суда в прошлом году. Кроме того, на финансирование выплаты дивидендов по итогам 2000 г. выделено 1 млрд. 599 млн. руб.
Совершенно очевидно: распределение прибыли компании имеет отчетливо инвестиционный характер. Так, на финансирование капитальных вложений 2001 г., не перекрытых источниками финансирования, было направлено 3,9 млрд. руб., на производственное развитие и мероприятия по созданию нового имущества - 11,3 млрд. руб., на погашение инвестиционных кредитов в 2002 г. - 573 млн. руб., на погашение инвестиционных кредитов в 2003 г. - 5,3 млрд. руб.
Инвестиции позволяют осуществлять новые трубопроводные проекты (нефтепровод в обход Чечни, ветка Суходольная-Родионовская, Балтийская трубопроводная система, реконструкция Новороссийского нефтеналивного терминала) и модернизировать существующую "трубу". Состояние магистральных нефтепроводов России за последние несколько лет качественно изменилось в позитивную сторону. Неудивительно, что рентабельность компании очень высока (45%). Чистая прибыль в первом полугодии 2002 г. составила 11,3 млрд. руб., что превышает уровень прошлого года (11,235 млрд. руб.). Консолидированная выручка по итогам 2002 г., по мнению президента "Транснефти" Семена Вайнштока, должна увеличиться до 90 млрд. руб. (2001 г. - 67,5 млрд.). В результате текущая капитализация "Транснефти" составляет сегодня 2,2 млрд. долл. и постоянно повышается. Вайншток считает, что в перспективе она должна стать выше нынешней в 25 раз.
Что же предлагает Счетная палата? Фактически отказаться от инвестиционных программ, которые при Вайнштоке принесли значительную прибыль, увеличили капитализацию "Транснефти" и даже изменили геоэкономическую ситуацию на пространстве СНГ, в пользу сиюминутного - и не слишком значительного - пополнения бюджета. Логику аудиторов понять можно, но экономический смысл в их рекомендациях отсутствует.
Отчет аудиторов поступил в Думу. Министр имущественных отношений Фарит Газизуллин, по некоторым сведениям, скептически относится к выводам Счетной палаты. Реакцию депутатов предсказать намного сложнее.