Недавний скандал, связанный с переделом Московского нефтеперерабатывающего завода, наложил отпечаток на работу открывшегося вчера второго международного форума "Нефть России: настоящее и будущее". Мероприятие открылось в здании московского правительства на Новом Арбате, а в качестве одного из экспертов выступил столичный мэр Юрий Лужков. Тем не менее основной темой выступлений участников форума стало обсуждение энергетической стратегии, рассчитанной на период до 2020 года, которую собираются в ближайшем будущем доработать и утвердить тэковские чиновники. А главными были вопросы - сколько нефти должна добывать Россия и как сделать, чтобы черное золото в нашей стране не закончилось слишком быстро.
Началось же все с заявления Юрия Лужкова о том, что у России нет оснований и далее сохранять за собой статус сырьевого придатка развитых государств. Особенно если учесть тот факт, что в этом году доходы отечественного бюджета от нефтедобычи составили всего 11% - даже меньше, чем поступления от торговли (14%). По его словам, в последние годы наблюдалось стремительное снижение объемов разведанных запасов (сейчас они составляют около 13,2 млрд. тонн), и, чтобы исправить ситуацию, государство должно создать условия для того, чтобы часть прибыли, получаемой нефтяными компаниями, вкладывалась в разведочное бурение.
Продолжил эту тему заместитель министра иностранных дел, экс-глава Минэнерго Виктор Калюжный, попытавшийся развеять "миф о том, что нефтяных запасов в России выше крыши". По его словам, активных запасов черного золота в нашей стране хватит не более чем на 14-15 лет. Причем уже к 2005 году около 70% запасов будут относиться к категории трудноизвлекаемых.
По мнению замминистра, сейчас очень важно определить, сколько нефти можно и нужно добывать в нашей стране. Калюжный напомнил, что, возглавляя Министерство энергетики, он принимал участие в разработке первого варианта энергетической стратегии РФ до 2020 года. В нем предусматривалось, что к концу указанного срока Россия будет ежегодно добывать 365 млн. тонн нефти. Но уже в текущем году, как ожидается, добыча составит 378 млн. тонн. Если такие темпы сохранятся и к 2015 году добыча нефти достигнет 500 млн. тонн, то еще через 5 лет, по его мнению, она упадет до 250-260 млн.
Что же касается поставок на внешний рынок, то, как заявил экс-министр энергетики, "развивать надо внутренний рынок, а экспорт - это хобби для нефтяных компаний". Причем одно увлечение зарубежными поставками другому рознь: пока отечественные нефтяники пытаются поставлять свое сырье через океан в США, у них "под боком", в Китае, растет спрос на нефть. В ближайшие годы эта страна может стать нашим крупнейшим покупателем и к 2020 году импортировать до 50 млн. тонн черного золота из России.
Надо сказать, что сами нефтяные компании, для которых развитие внутреннего рынка означает усиление внимания к переработке сырья, с предложенными стратегическими перспективами вполне согласились. Например, вице-президент "ЛУКОЙЛа" Владислав Баженов заявил, что его компания намеревается увеличить объем переработки нефти на 35 млн. тонн к 2020 году. Хотя отказываться от сверхприбыльного экспорта никто, конечно, не собирается.