Российская экономика выглядит неплохо, но практически исчерпала резервы роста и имеет ряд нерешенных проблем, которые могут тормозить ее развитие в будущем. К такому выводу пришли эксперты Всемирного банка в очередном, уже четвертом, обзоре нашей экономики.
К числу угроз экономическому развитию России Всемирный банк относит прежде всего глубоко укоренившиеся структурные диспропорции, а именно критическую зависимость страны от экспорта природных ресурсов. Нет никаких сигналов, что эта зависимость уменьшается. Главное тому подтверждение - опережающие темпы роста сырьевых отраслей в сравнении с обрабатывающими. Так, за январь-сентябрь 2002 года сырьевые отрасли выросли на 6,5%, тогда как годом раньше в этот же период - на 5,4%. А в обрабатывающих отраслях, наоборот, темпы роста в сопоставляемых периодах снизились - с 5,5 до 3,3%.
Кроме того, свидетельствует Всемирный банк, в наших сырьевых отраслях идет также опережающий рост зарплаты (плюс 16,2% в сравнении с 11,6% в целом в промышленности) и вкладываются, естественно, большие, чем в иные сектора, объемы инвестиций. Вывод: зависимость российской экономики от мировых цен на нефть не только не снижается, но, наоборот, возрастает.
Замедление роста промышленности вкупе с ростом доходов населения отражается в поведении потребителей следующим образом: все меньшее число покупателей выбирают российское. К примеру, доля купленных российских телевизоров на рынке в 2001 году составила 7,4%, а в 2002 году - лишь 2,6%.
Импорт растет практически по всем позициям товаров народного потребления. Так, на рынке одежды покупки импортной продукции за первое полугодие 2002 года выросли на 50%, на рынке автомобилей - на 42%, на рынке мебели - на 17%. Иными словами, российская промышленность оказывается неспособной удовлетворить запросы населения, готового потратить больше денег на качественные вещи.
Вероятно, это происходит потому, что в нашей экономике по-прежнему доминируют крупные холдинги и предприятия. Малые и средние предприятия России в отличие от других стран с переходной экономикой оказались неспособными стать локомотивами экономического роста прежде всего из-за сохраняющихся высоких административных барьеров и зарегулированности рынка. Более половины (55%) малых предприятий во второй половине 2001 года снижали объемы продаж услуг и товаров. Лишь в пятой части малых предприятий увеличилось количество занятых.
Причина стагнации в малом и среднем бизнесе, полагают иностранные эксперты, - не коррупция и не криминал. В числе основных факторов, мешающих росту, называют уровень налогообложения, количество сопутствующей бумажной работы и отчетов. Ну а самой главной проблемой считают постоянные проверки и инспекции со стороны отдельных органов власти. Доклад - и, видимо, сами представители малого бизнеса - называет их, да и весь комплекс действий местных властей, кратко и емко - "домогательства" (harassment).
Интересная деталь в описании этих домогательств достаточно ярко характеризует взаимоотношения малого бизнеса и разных контролирующих ведомств. Компании, которые однажды уже попали в сферу интереса инспектирующих органов (милиция, пожарная служба, санэпиднадзор, налоговые органы и т.п.), неминуемо сталкиваются с чередой повторных визитов инспекторов. Что стоит за такого рода бюрократическим "харасментом", никому объяснять не надо.
Российская экономика, таким образом, структурно по-прежнему сильно напоминает своего предшественника - экономику советскую. Доминируют те же крупные предприятия (и более того, мегахолдинги, вобравшие в себя отдельные заводы), хотя и изменившие форму собственности. Появившийся малый бизнес дает "убежище" самостоятельным и инициативным людям, а также безработным, но не способен стимулировать развитие экономики. А многообразные органы власти играют роль "новых русских" райкомов, обкомов и исполкомов.
Эффективность "новых" властей, как очевидно из доклада, минимальна. Но единственно наблюдаемый путь их развития - экстенсивный. Иначе говоря, количество чиновников и госслужащих только увеличивается. С экономической точки зрения это контрпродуктивно по двум причинам. Во-первых, увеличивается сфера контроля государства над экономическими агентами. Во-вторых, рост занятых в государственном секторе увеличивает и государственные расходы. Или, как сказали бы в США, увеличивает объем требуемых денег налогоплательщиков.
Это серьезная угроза российской экономике и обществу. Она усугубляет опасность структурных диспропорций в экономике и нашей зависимости от цен на нефть. Сейчас именно государственное участие обеспечивает безопасность для бедных регионов и безработных. Но зависимость России от нефтяных цен не позволяет этому фактору быть достаточно устойчивым. Значит, по-прежнему главными экономическими индикаторами остаются нефтяные котировки, ситуация на Ближнем Востоке и развитие стран, потребляющих российское сырье.