Инвесторы и финансисты практически не обратили внимания на риски, связанные с безопасностью людей. Реакция рынка на теракт была локальной и более чем сдержанной. Поначалу котировки упали, но рынки тут же замерли в ожидании развязки - крупных сделок почти не было. Поэтому краткосрочное снижение котировок, заметное на графиках, можно считать несущественным с точки зрения оценки инвестиционной стабильности.
В понедельник, после субботней развязки, рынок мгновенно отыграл падение и дальше руководствовался исключительно экономическими соображениями. А самое интересное - буквально через неделю после крупнейшего в истории захвата заложников стало известно о намерении рейтингового агентства Moody"s повысить кредитный рейтинг России (этот показатель характеризует в том числе и инвестиционную привлекательность страны).
Все случившееся означает, что ни западные, ни отечественные инвесторы не посчитали криминальную и террористическую угрозу слишком большим риском для инвестиций. Очевидно, капитал вполне может работать в таких условиях, даже если придется нести какие-то издержки на обеспечение безопасности людей. Куда как более чутко капитал реагирует на налоговые или политические сигналы, ухудшающие инвестиционный климат или снижающие возможности для бизнеса.
Хронологически события на фондовых рынках разворачивались следующим образом. 24 октября, после захвата заложников накануне, торги открылись резким падением котировок акций, которые, однако, потеряв 1-3%, замерли. Очевидно, что инвесторы не торопились избавляться от российских активов и ожидали развития событий. Рекомендации фондовых аналитиков дружно гласили: "Воздерживаться от любых операций на рынке". Инвесторы и воздерживались - к вечеру в пятницу количество и объемы сделок резко упали. Например, если индекс РТС в дни теракта снизился на 2,5%, то объемы торгов в системе РТС за четверг и пятницу снизились на 20%.
Однако после выходных, спустя двое суток после освобождения заложников из здания на Дубровке, рынок вернул свои объемы. В понедельник с утра котировки акций поднялись на 1-3% и дальше уже вообще не реагировали на события, как-либо связанные с терактом.
Что же касается валютного курса, который в былые годы был самым главным индикатором стабильности в стране, то он на теракт вообще никак не отреагировал.
В общем, ни обвалов, ни паники на рынках "Норд-Ост" не вызвал. Безразличие капитала к событиям, потрясшим весь мир, в какой-то степени объяснимо. Капитал равнодушен к ценностям гуманизма. Во времена "империи зла" капиталисты с удовольствием работали в Советском Союзе (те, кого допускали, естественно). Есть известная истина: бизнесу нужна прежде всего предсказуемость политического и экономического режима. Теракт не поколебал режим. Более того, в определенном смысле власть продемонстрировала в эти дни свою твердость. Поэтому инвесторы фактически проигнорировали криминальные и политические риски, которые могли быть порождены терактом.