- Вячеслав Анатольевич, сейчас активно идет процесс выстраивания вертикали власти. Каково ваше отношение к этому?
- На последнем Госсовете, где обсуждались вопросы развития местного самоуправления, президент страны Владимир Путин подчеркнул важность региональных органов управления в системе вертикали власти. Кроме того, он отметил, что советская унитарная модель показала свою неэффективность и потому требуется провести четкое разграничение полномочий по уровням власти.
Необходимость этого признали и все выступающие, но в то же время высказывали опасения. В частности, Юрий Лужков сравнил наше государственное строительство с маятником - от советской жесткой централизации в начале 90-х годов мы перешли к суверенизации субъектов Федерации, когда они брали права, сколько хотели. В историческом плане, по моему мнению, это было оправданно - Федерация была на грани развала, и региональные структуры сыграли выдающуюся роль в ее сохранении.
Сейчас при выстраивании вертикали власти маятник, предостерегает Лужков, прошел середину и, к сожалению, пошел в сторону унитаризма. Но унитаризм доказал свою несостоятельность. Из Центра невозможно учесть всего многообразия и, следовательно, принять правильное решение. Система все-таки должна быть децентрализована, иметь единые правила и жесткие принципы, обязательные для всех. Федеральные органы власти должны принимать ключевые решения. Например, в области недропользования - это шельф, гигантские нефтегазовые месторождения, урановые руды, то есть те месторождения, которые имеют стратегическое значение для экономики страны.
В конкретной исторической ситуации все развитие промышленности - на плечах региональных властей. Например, для роста горнорудного производства в республике на геологические работы в этом году мы затратили миллиард рублей, а вклад федерального правительства - всего 70 миллионов рублей. Возникает вопрос - кто должен пользоваться результатами исследования недр?
Везде нужна мера - маятник должен остановиться на середине. Я за четкое разграничение полномочий.
- Как неотъемлемый элемент вертикали власти перестраиваются и межбюджетные отношения Центра и регионов. Насколько эти изменения соответствуют интересам субъектов Федерации?
- Нам, главам регионов, не нравится то, что все изменения в налоговом законодательстве приводят к увеличению финансовых ресурсов, остающихся в Центре. Три года назад доходы консолидированного бюджета делились между федеральным правительством и регионами 50 на 50%, а сейчас по факту 61 на 39%. Если бы это было вызвано необходимостью покрытия федеральных нужд, например выплатой внешних долгов, содержанием силовых структур, то можно было бы понять. Но зачем из Центра пытаться финансировать строительство в республике школ, больниц, интернатов? Неужели в субъектах Федерации хуже знают действительные потребности? Лучше, конечно, эти средства сразу оставлять в регионе. И на Госсовете президент нас поддержал.
Центр в последние два-три года применяет новые подходы к формированию фондов финансовой поддержки регионов, трансфертов. Раньше губернатор приезжал в Москву и, как в советское время, "защищал" финансовые потребности региона. Теперь Минфин разработал методики и нормативную базу к ним для расчета необходимой финансовой помощи по отдельным статьям. Этот процесс, безусловно, позитивный, но методики не учитывают детали. Например, расчет расходов по ТЭКу учитывает только длительность зимнего периода, а он в Москве и Якутске мало отличается, но здесь минус 20 градусов редкость, а там - под 50 большую часть зимы. Расходы на топливо существенно различаются.
К сожалению, до сих пор федеральное правительство принимает решения, например, по повышению зарплаты бюджетникам, а потом говорит - вы исполняйте, но у нас денег нет. В республике люди требуют выполнения этих решений с меня, а не с министра финансов. Должен выполняться принцип: кто принял решение - тот и финансирует.
С моей точки зрения, необходимо остановиться с реформой налоговой системы. Качественный скачок уже произошел. Дальнейшее снижение налогов ничего не даст. Нужно остановиться лет на пять.
- Можно ли согласиться с предложением, которое недавно прозвучало, об отмене выборов и передаче права президенту страны назначать глав субъектов Федерации?
- Я в силу своего жизненного опыта выступаю за жесткую вертикаль власти. Решения верхнего уровня власти обязательны к выполнению внизу. Но назначаемый человек менее ответственен - он все время будет поглядывать наверх. При всех недостатках существующей системы выборов в процессе их подготовки выкристаллизовываются проблемы регионов, кандидаты вынуждены брать обязательства по их решению, то есть выборный глава региона в отличие от назначаемого несет моральную ответственность перед избирателями. Так что я отрицательно отношусь к этому предложению. Тем не менее я считаю, что губернатор может быть уволен президентом без всяких объяснений.
- До сих пор 70% доходов бюджета республики формируются за счет АК "АЛРОСА". Предполагается ли что-нибудь предпринять для изменения такой опасной зависимости?
- Такое положение не может не беспокоить правительство республики. Наши программы диверсификации экономики предусматривают создание ряда отраслей если не масштаба алмазной компании, то хотя бы имеющих потенциал стать такими. Прежде всего это нефтегазовый комплекс. Силами республики открыто и поставлено на баланс уникальное Чингинское месторождение с доказанными запасами 1,2 триллиона кубометров газа, а с прилегающими месторождениями все 2,0 триллиона. Там же поставлено на баланс ряд месторождений нефти с общими доказанными запасами в 200 миллионов тонн, но я уверен, что в ближайшие два-три года будет доказано наличие больше 500 миллионов тонн нефти, а то и полный миллиард.
В течение года я неоднократно встречался с главой "Газпрома" Алексеем Миллером, и недавно мы подписали соглашение о создании совместного предприятия, в котором 51% принадлежит компании, а 49% - правительству республики. Потом это соотношение может быть изменено. То есть здесь, на Востоке, возможно создание второго "Газпрома", конечно, с присоединением соседних регионов. Я думаю, что создание второго по масштабу нефтегазового комплекса страны будет происходить динамично.
- Рядом с Чингинским месторождением находится Ковыктинское газовое месторождение (2 триллиона кубометров, Иркутская область), где его владелец - альянс ВР и ТНК - строит свою инфраструктуру. Между тем опыт реализации Сахалинских проектов, где созданы конкурирующие сбытовые инфраструктуры, доказал, что экономическая эффективность освоения месторождений в этих условиях резко снижается. Не стоит ли государству уже сейчас активнее координировать создание единой инфраструктуры всей нефтегазовой провинции?
- Как говорил наш классик, для того чтобы объединиться, сначала нужно разъединиться. Подождем, когда определится победитель по Талакану, и создадим совместное предприятие с "Газпромом". Владелец Ковыкты "Русиа Петролеум" работает на нашем Верхнечонском месторождении, которое расположено рядом с Талаканским. Когда все сядут на свои места, тогда будет почва для переговоров о совместных программах. Касьянов своим распоряжением уже назначил "Газпром" координатором всех газотранспортных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, но полномочия и функции его еще не определены. В то же время момент необходимости объединения и принятия решения неотвратимо приближается.
Вторая отрасль, которая у нас перспективна, - это угольная. В течение пятилетки мы предполагаем нарастить добычу угля на пять миллионов тонн. Изучается экономическая эффективность разработки Эльгинского угольного месторождения.
Большие надежды у нас связаны с развитием добычи драгметаллов. На Куранахской группе месторождений через два года рассчитываем добывать шесть тонн золота в год. Начнется разработка Нежданинского месторождения мощностью до десяти тонн золота в год. За пять лет добыча золота увеличится в полтора раза - с 15 до 25 тонн. Есть ряд других перспективных месторождений.
Основная нерешенная проблема у нас - это дороги, точнее, вообще транспорт. В 2004 году надеемся открыть движение по временной схеме на участке железной дороги до Тамота. Сейчас работы финансируются только за счет республиканского бюджета, надеемся на помощь федерального правительства.
С налоговыми новшествами мы сильно пострадали. В прошлом году мы собрали в дорожный фонд 1,4 миллиарда рублей, а в следующем году мы соберем не больше 500 миллионов. На дорогах, например Якутск - Магадан, Якутск - Мирный, отмеченных на картах, отсутствуют участки в 150 и 120 километров соответственно.