Произошедший в Москве теракт, видимо, повлиял на ситуацию в сельском хозяйстве. С 5 ноября государство должно было начать закупки зерна - так называемые зерновые интервенции. Однако старт закупочной кампании может быть в очередной раз отложен. Дело в том, что кредитовать госсзакупки зерна должен Сбербанк под гарантии государства. Но выпуск этих гарантий обусловлен необходимостью принятия поправок к закону о государственном бюджете на 2002 год. Федеральное собрание одобрило поправки еще 16 октября, однако президент Владимир Путин до сих пор не подписал этот закон. Три дня московской трагедии стали еще одной причиной задержки. Между тем до официально объявленного начала закупок осталась неделя. Но до сих пор неизвестны ни порядок закупок, ни список участвующих в них элеваторов.
О том, насколько эффективны могут быть закупки в принципе, существуют самые разные мнения. Председатель комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации Иван Стариков, комментируя для "НГ" ситуацию с интервенциями, сказал, что в целом он поддерживает действия правительства, но опасается посредников: по данным аграрного комитета Совфеда, в 2001 году в их карманах осело до 80% стоимости сельхозпродукции.
Разумеется, крупный аграрный бизнес оценивает свою роль совсем иначе. Руководитель департамента по связям с общественностью аграрно-промышленного комплекса "Агрос" Павел Олиянчук в беседе с корреспондентом "НГ" заявил: "Организацию поставок зерна нельзя назвать посредничеством, это особый вид бизнеса, это предоставление услуг, которые сами производители зерна осуществлять не могут".
Столь же противоречивы мнения специалистов о том, смогут ли интервенции повлиять на цены. Председатель Законодательного собрания одного из самых зерноизбыточных регионов России - Алтайского края Александр Назарчук сказал об интервенциях буквально следующее: "Они абсолютно ничего в России не решат. Крестьяне все останутся в этом году банкротами". По мнению Назарчука, государство должно скупить 20-25 млн. тонн зерна, а не 2-3 млн., как запланировано в этом году.
Более осторожен был вице-президент Зернового союза Александр Ивлев, который заявил корреспонденту "НГ", что даже "небольшое продвижение" в области госзакупок может привести к тому, что "цены будут стабилизированы и наши производители будут чувствовать себя спокойнее".
Вчера глава аграрного комитета Совфеда Иван Стариков дал пресс-конференцию, на которой заявил, что государству наряду с интервенциями следует принять более эффективные меры регулирования зернового рынка. Во-первых, надо как можно скорее принять закон о складских свидетельствах. Благодаря этому закону хозяйства смогут привлекать кредитные ресурсы под урожай следующего года. Во-вторых, нужно создать систему лабораторий, сертифицирующих зерно в соответствии с мировыми стандартами. "Выделение 10 млн. долл. на оборудование лабораторий станет более эффективной мерой, чем выделение 200 млн. долл. на интервенции", - сказал Стариков. Десятую часть предусмотренного в бюджете финансового резерва можно также было бы пустить на закупки зерна. "Государственные активы можно хранить не только в деньгах, но и в зерне", - заметил Стариков. Но вообще регулирование цен на сельхозпродукцию должно происходить прежде всего не через механизм интервенций, а через решения саморегулируемых объединений производителей, которые будут устанавливать цены на рынке.