Произошедший в Москве трагический теракт еще раз напомнил о двусмысленности положения России в международной антитеррористической коалиции. С одной стороны, моральная обязанность российского руководства состоит в том, чтобы плечом к плечу с американской администрацией бороться против организаторов терактов в Нью-Йорке и Москве, которые сегодня получили наименование "международного террористического подполья". С другой стороны, причастность иракского режима к этому подполью пока еще не доказана, а у России в Ираке - обширные экономические интересы.
По данным Комитета по культурному, деловому и техническому сотрудничеству с Ираком, к началу 2002 года российскими компаниями в Ираке было заключено контрактов на общую сумму 2,4 млрд. долл. Компания "ЛУКОЙЛ" имеет права на разработку в Ираке одного из крупнейших в мире месторождений нефти, общий объем инвестиций по этому проекту составляет около 10 млрд. долл. Масштабный проект в Ираке имеется у "Зарубежнефти". Всего в Ираке работают около 200 российских компаний. К тому же в рамках квот, предусмотренных программой ООН "Нефть в обмен на продовольствие", Россия (вернее, аккредитованные в России компании) продает до 40% иракской нефти. Все эти проекты окажутся под угрозой, если США развяжут очередную войну в Персидском заливе.
Между тем оппозиционные режиму Саддама Хусейна группы иракских эмигрантов уже заявили, что после свержения диктатора контракты с российскими компаниями могут быть пересмотрены. Поэтому российский бизнес, и прежде всего российские нефтяные компании заинтересованы в мирном разрешении конфликта.
В пятницу глава компании "Союзнефтегаз" Юрий Шафраник дал специальную пресс-конференцию, на которой призвал прессу и политиков сделать все, чтобы ситуация на Ближнем Востоке была разрешена без войны. Надо отметить, что Юрия Шафраника вполне можно считать одним из лидеров российского нефтегазового сообщества, поскольку он возглавляет целый ряд общественных организаций: Союз нефтегазопромышленников России, Совет по информации и сотрудничеству топливно-энергетического комплекса, Горно-промышленный союз РФ, а также Комитет по сотрудничеству с Ираком. По словам Шафраника, возглавляемые им общественные организации вполне сознательно лоббируют мирное разрешение иракского кризиса, и за последние три года им удалось переломить отношение российского общественного мнения к данным проблеме.
Юрий Шафраник уверен, что с экономической точки зрения война не будет выгодна никому. Снижения мировых цен на нефть не произойдет. Во время войны цены будут резко колебаться в диапазоне от 10 до 40 долл. за баррель, а затем стабилизируются на уровне 20-22 долл. Что касается Европы, то ей Ирак нужен прежде всего как стабильный поставщик энергоносителей, поскольку добыча нефти в Северном море падает, а в России стабилизировалась. Именно поэтому Франция, как покупатель нефти, крайне осторожно подходит к вопросу о возможности военной операции. Россия и США, считает Шафраник, должны вместе помочь Ираку выйти из того положения, в котором он оказался. Разумеется, получая от этого материальную выгоду.
Юрий Шафраник также призвал российский нефтяной бизнес сотрудничать с Ираком, не обращая внимания на установленные ООН квоты. По мнению руководителя "Союзнефтегаза", ооновские санкции против Ирака никто не будет отменять специально, они отомрут сами, многие компании Турции и Сирии уже работают в Ираке вопреки санкциям, а Россия тем более имеет на это право, поскольку Ирак должен ей около 7 млрд. долл.
Отвечая на вопрос корреспондента "НГ" о российских интересах в Ираке, Юрий Шафраник отметил, что если бы России удалось хотя бы на 10% восстановить товарооборот, который у нее был с Ираком до 1990 года, то это стало бы "существенным толчком для развития российской промышленности".
По мнению многих аналитиков, следующей после Ирака мишенью американцев может стать Саудовская Аравия. И это будет еще одна головная боль для российских нефтяников: в последнее время российский бизнес активизировал переговоры о сотрудничестве с аравийскими коллегами. В марте все ожидают подписания правительствами обеих стран соглашения о создании российско-саудовского клуба делового сотрудничества. Сопредседателем клуба с российской стороны избран Юрий Шафраник.