Острая европейская дискуссия о судьбе Калининграда вызвала повышенное внимание российских властей к социальному и экономическому развитию российского анклава. Премьер-министр Михаил Касьянов снова посетил Калининград, чтобы проверить, как исполняется федеральная целевая программа по развитию этого региона. Судя по настроению главы Белого дома, правительственные планы реализуются не так, как хотелось бы и как, наверное, должно быть.
Как отметил премьер, в целом развитие региона идет успешно, хотя некоторое опасение вызывает состояние сельского хозяйства. Поэтому нынешний визит Касьянова в самый западный регион России отчасти можно считать ревизией, и не последней. Теперь правительственные комиссии будут регулярно приезжать в Калининград для контроля за ходом реализации программы.
Однако хозяйственные проблемы региона стояли всего лишь вторым вопросом в программе рабочего визита премьер-министра. Основной же темой являлось развитие Калининградского транспортного узла.
Для оценки ситуации Касьянов приехал в Балтийск, где планируется строительство нового порта, под который уже отведены некоторые участки военно-морской базы. У программы транспортного развития региона есть очевидная подоплека. В последнее время любой визит руководства страны в Калининградскую область расценивается как очередная попытка на месте решить наболевший вопрос последних месяцев. Как связать регион с остальной Россией после вступления прибалтийских стран в Евросоюз?
В правительстве рассматривают возможность создания паромного сообщения между Калининградом и Санкт-Петербургом. Премьера заверили, что паромная переправа начнет работу с 1 января. Правда, Касьянов дал понять, что паромное сообщение - это не решение проблемы и переговоры с ЕС будут вестись и дальше.
Интересно, что нынешний визит премьера в Калининград проходил в не самых благоприятных для него условиях. То ли по стечению обстоятельств, то ли по чьему-то злому умыслу поездка совпала с заседанием совета министров иностранных дел стран Евросоюза, где они фактически должны были вынести свой окончательный вердикт по калининградской проблеме. Но, видимо, этот факт не смутил премьера. Комментируя ситуацию вокруг анклава, Касьянов заявил, что у России есть аргумент в переговорном процессе. По его словам, до ноябрьского саммита России и ЕС решение проблемы должно быть найдено и оно будет найдено.
Вопросы развития транспортных сообщений, которые обсуждались в ходе поездки Касьянова в Калининград, носили не только локальный, но и глобальный характер. В частности, на Морской коллегии, которая прошла под председательством премьер-министра, он поручил подготовить законопроекты о Международном регистре российского флота. Согласно предложениям МНС РФ, этот документ должен предоставить определенные налоговые льготы российским внешнеторговым морским перевозчикам. Предполагается, что они будут платить только вмененный налог за тоннаж. По мнению экспертов, это даст возможность увеличить количество судов, плавающих под российским флагом. Проблема для флота очень острая - более 60% наших судов плавают под флагами других стран.
Кроме того, премьер поручил разработать проект постановления о механизме возврата НДС при внешнеторговых грузоперевозках. Как считают эксперты, это сделает услуги отечественных перевозчиков более конкурентоспособными. Министерство по налогам и сборам выступает против этой инициативы, поскольку считает, что ее принятие приведет к возникновению очередной дыры в российском бюджете, через которую будут уходить деньги. Однако Касьянов прислушался к предложению Минтранса, которому и поручил разработать соответствующее постановление.
Моряки обсудили с премьер-министром также вопросы ледокольного обеспечения и аварийно-спасательных работ на Балтийском море.
Калининград-Балтийск