Вчера первый зампред Центробанка Андрей Козлов заявил, что Банк России придает большое значение принятию закона о гарантировании возврата вкладов именно в этом году, и с его доработкой надо спешить, поскольку есть опасность, что его рассмотрение будет перенесено на весеннюю сессию Думы в будущем году.
Тревожное заявление Андрея Козлова было вызвано последними событиями, развернувшимися вокруг многострадального законопроекта. Уже многие годы в российском парламенте и правительстве циркулирует идея гарантирования банковских вкладов. То есть государство должно создать систему, в рамках которой вкладчик мог бы получить свои деньги, даже если банк разорился. Введение такой системы увеличило бы доверие населения к кредитным учреждениям, что привело бы к росту инвестиций.
Главным энтузиастом означенной идеи считается председатель думского подкомитета по банковскому законодательству Павел Медведев, приложивший к ее реализации немало сил. Но внедрить систему госгарантий в жизнь до сих пор не удавалось, поскольку Центробанк и различные ведомства никак не могли договориться о деталях. Какие вклады должно гарантировать государство - любые или только до определенных размеров? Какие должны быть размеры взносов, выплачиваемых банками? Кто должен гарантировать вклады - специальный госорган, Центробанк или страховые компании?
На этой неделе в результате упорнейшей работы Центробанк и основные министерства уже почти было договорились. 24 октября правительство должно было обсуждать согласованный федеральными ведомствами и ЦБ проект Федерального закона "О гарантировании возврата вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Уже согласованный проект предполагал, что гарантированию подлежат банковские вклады физических лиц до 20 тыс. руб. - в полном объеме, с 20 до 95 тыс. - в размере 75% суммы, превышающей 20 тыс. руб. Участвовать в системе гарантирования обязаны все банки, однако ЦБ имеет право не допустить к участию тот или иной банк, если сочтет его финансовое положение неустойчивым. Таким образом, введение системы гарантирования означает открытие Банком России новой кампании "чистки" банковской системы. Организация системы гарантирования возлагается на уже существующий орган - Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Все банки будут обязаны платить в АРКО взносы, чей размер не может превышать 0,15% средних остатков банковских вкладов. Из взносов образуется фонд гарантирования, который можно инвестировать в ликвидные финансовые инструменты. Если бы эта система была введена в действие, это означало бы серьезную революцию в банковском деле.
Но сенсации не произошло. Накануне заседания правительства замечания к законопроекту представило правовое управление президента РФ. Главная проблема заключается в том, что российское законодательство не предусматривает никаких взносов в фонд гарантирования вкладов. По сути, такие взносы представляют собой новые налоги. Поэтому, по-видимому, систему гарантирования вкладов придется преобразовывать в систему их обязательного страхования. А для этого надо переписывать весь закон. Самым острым в этой ситуации становится вопрос, успеют ли в правительстве переписать законопроект до окончания осенней сессии Думы.