21 октября в Высшей школе бизнеса МГУ прошел очередной семинар "Стратегия развития". Эксперты и участники семинара обсуждали перспективы развития автомобильной промышленности как в России, так и в мире, анализировали сложившийся на сегодняшний день рынок и обосновывали свои прогнозы на будущее.
В докладе Евгения Погребняка, ведущего эксперта Института комплексных стратегических исследований, был обозначен рынок легковых, грузовых автомобилей и автобусов и определены источники формирования спроса на нем. По мнению эксперта, разнородность этого рынка требует от государства выработки различного подхода к каждой отдельной группе потенциальных потребителей. В России, подчеркнул Погребняк, в условиях низкой обеспеченности личным транспортом перспективы роста спроса связаны с увеличением общего уровня благосостояния населения и уменьшением расслоения общества по материальному признаку.
Василий Бойцов, управляющий Центра по содействию инвестициям в автомобильную промышленность и менеджер компании "Эрнст энд Янг", уделил особое внимание перспективам мирового рынка легковых автомобилей и процессам концентрации производства. Он также подчеркнул важность рынков Восточной Европы и Азии для крупнейших автоконцернов. Среди нововведений на европейском рынке для России особенно значимым является принятие правил обязательной утилизации автомобилей начиная с 2006 года.
В ходе дискуссии неоднократно затрагивалась проблема автомобилизации в небогатой стране. Участники семинара подчеркнули, что современный легковой автомобиль, соответствующий западным стандартам безопасности и экологическим нормам, не может стоить менее 8-10 тыс. долл. В то же время основная масса автомобилей на российском рынке реализуется по цене от 3 до 7 тыс. долл. При этом уровень рентабельности автопроизводителей не позволяет провести основательную модернизацию производства и предложить покупателям новые модели. В этих условиях перспективы развития производства легковых автомобилей связаны с реализацией сравнительно небольших проектов, ориентированных на конкретные социальные группы (многие ниши еще пусты) и кооперацию с иностранными производителями, в том числе и в производстве автомобильных компонентов.