Либеральные экономисты требуют от правительства ускорить реализацию тех предложений, которые они же готовили для российских властей. Вчера Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) и Экспертного института, бывший министр экономики России, представил на суд общественности доклад, подготовленный под его руководством большим коллективом либерально настроенных экономистов.
Российские либералы еще раз новыми цифрами и фактами доказали свою старую мысль - чтобы добиться быстрых темпов экономического роста, нужно резко уменьшить роль государства в экономике, одновременно увеличив его эффективность. Название доклада говорит само за себя: "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива".
По словам Евгения Ясина, доклад должен был ответить на вопрос, имеются ли у России резервы для снижения государственных расходов. Сам Ясин признался, что когда он только приступал к работе, то был уверен, что "внятного ответа на этот вопрос не существует". Теперь же, когда доклад закончен, профессор уверен, что "возможности не просто есть, а их бездна".
Сегодня общий объем государственных расходов (включая региональные бюджеты и внебюджетные фонды) составляет 41% ВВП, в то время как оптимальным, по мнению авторов доклада, является уровень в 29-30%. Если же учитывать большое количество государственных предприятий, а также коррупцию и различные способы неформального воздействия, то роль государства в российской экономике доходит до 60-65%, что гораздо больше, чем в "социалистической" Швеции.
Между прочим, по словам замминистра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича, который присутствовал при обсуждении доклада и включился в дискуссию, даже эта цифра занижена. По его наблюдениям, влияние государства на экономику еще больше, поскольку большинство материальных ресурсов в России так или иначе распределяется под влиянием государственных решений.
В итоге, считает Ясин, необходимо сократить общий объем государственных расходов примерно на четверть. Что касается численности государственных служащих, то их количество нужно уменьшить вдвое, одновременно увеличив зарплату вчетверо. Возможно, некоторые положения доклада излишне заострены, но это сделано не случайно: как выразился Ясин, главная задача доклада - "возбудить интерес к предложениям, которые лежат справа".
Нельзя утверждать, что доклад является оппозиционным по отношению к проводимым правительством реформам. Скорее он требует их ускорения. В правительстве есть немало экономистов, которые сами считают себя либералами. Очень многие предложения, зафиксированные в докладе Экспертного института, мы уже слышали от должностных лиц государства как их вполне официальные планы. Скажем, принцип "один бюджет - один налог" объявлен Минфином как конечная цель развития бюджетного федерализма. Против курса на сокращение доли государственных расходов в ВВП тоже в принципе не возражает никто. Минимущество не любит ГУПы так же, как и сотрудники Экспертного института. А курс на создание профессиональной армии провозглашен самим Верховным главнокомандующим.
Иногда создается впечатление, что авторы доклада попросту заимствовали свои предложения, которые декларируются в официальных концепциях и программах правительственных ведомств. По словам самого Ясина, в докладе собраны предложения, которые прорабатывались в правительстве, но в настоящее время тормозятся или отложены.
Самая существенная разница между докладом и документами наших министерств заключается только в сроках реализации реформ. То, что государственные органы думают осуществить лет за 10, а то и за 20, экономисты из Экспертного института требуют провести года за 3-4. В докладе говорится следующее: правительство настроено либерально и думает, что оно уже достигло предела в этом направлении. Однако до предела еще далеко. Как сказал один из авторов доклада, руководитель аппарата Счетной палаты Мстислав Афанасьев, авторы доклада совпадают с правительством по идеологии, но расходятся в подходах к проведению реформ.
Евгений Ясин признал, что само по себе сокращение государственных расходов не может привести к ускорению темпов роста, если не будет сопровождаться увеличением эффективности работы государства. Именно по этому параметру Россия отстает от других развитых и развивающихся стран.
Увы, как призналась в беседе с корреспондентом "НГ" соавтор доклада, генеральный директор консалтинговой группы "Центр фискальной политики" Галина Курляндская, на подобные идеи в правительстве не существует заказчика. Полтора года назад по инициативе Всемирного банка уже были разработаны предложения по увеличению эффективности госрасходов. Но эти предложения пока остаются никем не востребованными. Вполне возможно, что та же судьба ожидает и нынешний доклад Экспертного института, хотя можно не сомневаться, что ему суждено вызвать в обществе и прессе самую острую дискуссию.
Основные положения доклада "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива"
- Ускорению экономического роста может способствовать снижение государственных расходов и роли государства в экономике.
- Необходимо снизить расходы федерального бюджета на 6-7% в реальном исчислении до 2005 года, в том числе на 1,5-2% в следующем году, понизив его долю в ВВП на 16-17%.
- Следует расширить полномочия субъектов Федерации, прежде всего в установлении ставок региональных налогов.
- Систему безадресной финансовой помощи регионам предлагается заменить целевыми трансфертами на поддержку конкретных региональных программ.
- Постепенно, за пять лет, поднять пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин.
- Снизить ставку отчислений в Пенсионный фонд с 28 до 24%, а затем до 21%.
- Распространить практику открытых конкурсов на большинство госзакупок, включая закупки в региональных органах власти и естественных монополиях.
- За 2-3 года преобразовать, продать или закрыть все ГУПы, ликвидировав их как институт.
- Для денежной приватизации оставить 30-40 привлекательных объектов, остальные госпакеты продавать по символическим ценам с целью привлечения инвестиций в модернизацию.
- Реформировать "Газпром", выделив газопроводный транспорт в отдельную структуру.
- Довести численность Вооруженных сил до 600 тыс. человек, включая 200 тыс. офицеров и прапорщиков и 140-150 тыс. призывников.
- Численность госслужащих сократить вдвое, увеличив их зарплату в 3,5-4 раза.