0
857
Газета Экономика Интернет-версия

21.10.2002 00:00:00

Магазинов не хватает даже богатым

Тэги: зуйков, торговля


- Вадим Владимирович, существует мнение, что наш бизнес уже проиграл Москву западным торговым сетям. Как бы вы это прокомментировали?

- Нельзя говорить, что мы Москву проиграли. Но развиваться розничной торговле в Москве сейчас достаточно сложно. Финансовые возможности и опыт, которые есть у западных компаний, не позволяют нашим розничным предприятиям достаточно активно развиваться. Сейчас западная розничная сеть может получать выгоду от того, что она захватывает какую-то долю нашего рынка, и от этого на Западе растет цена на ее акции. То есть финансовая выгода будет получена не в России, а в других странах мира. Тем самым западные сети могут работать 5-10 лет себе в минус, постепенно захватывая все большую долю рынка. Тем не менее это не значит, что Москва проиграна. Борьба еще только начинается. Сейчас в целом по России, по нашей оценке, сети занимают только 3-5% от розничного оборота. В Москве может быть 5-7%. Это ничтожная доля. Зарубежных сетей еще меньше. Конечно, через 5-7 лет новой компании будет очень сложно выйти на московский рынок. Но сейчас на него войти еще можно и западным компаниям, и российским. Пример этого - питерская компания "Пятерочка", которая пришла на московский рынок и нормально развивается.

- В печати появились сообщения, что мировой экономический кризис приводит к ухудшению финансового положения западных торговых сетей, из-за этого они могут замедлить свою экспансию в Россию.

- Я считаю, что, наоборот, это только стимулирует их внедрение в Россию. Наша страна сегодня - самый быстроразвивающийся рынок. В России никогда не было настоящей "сетизации", торговля всегда была разрозненной. Стремительного роста, который происходит сейчас в России, не было ни в одной стране мира. Развитие идет часто с нуля. На Западе увеличение объема продаж на несколько десятков процентов это суперуспех, это сенсация, о которой пишут газеты. А когда у нас увеличивается объем продаж в 2-3 раза, это нормально. Сегодня в двадцатке крупнейших торговых компаний России числятся только сети, из них зарубежных всего две - "Икеа" и "Рамстор".

- В Москве сосредоточено до трети всего розничного оборота страны. Наблюдается ли оживление в регионах? Можно ли говорить, что концентрация становится меньше?

- Москва - это таможенный терминал. По ввозу товаров она всегда будет на первом месте, потому что все таможенные склады находятся в столице. От этого никуда не деться. Но тем не менее ситуация в регионах выправляется. У нас существует большая программа конференций по развитию розничной торговли, которые наша ассоциация проводит совместно с Минэкономразвития. В этом году прошло уже шесть конференций. Мы приезжаем в регион и обсуждаем развитие розничной торговли с администрацией и крупнейшими предприятиями. Мы видим, что ситуация в регионах очень сильно меняется. Там гораздо более серьезно развивается "сетизация", потому что недвижимость там дешевле. В регионы еще не проникли западные сети, но там есть очень серьезные наши игроки, которые уже научились работать. Они сформировали целые логистические комплексы. В регионах есть сети по 20, по 30 и более магазинов.

Региональные сети часто развиваются на деньги сырьевых предприятий. Например, "Сибнефть" активно реализует свой розничный проект. Или взять сеть "Эльдорадо" - до сих пор их торговые точки находились в регионах, в а этом году они купили в Москве сеть магазинов "Электрический мир", которые скоро будут переименованы в "Эльдорадо". Многие производители начинают строить в регионах заводы, складские комплексы, чтобы товар был ближе к магазинам, чтобы не было длинной цепочки доставки. Регионы развиваются быстрее, чем Москва, потому что там пока меньше конкуренции.

- Социологи утверждают, что средний класс в России и Москве разочаровался в своих финансовых перспективах и поэтому переключился с элитных магазинов на обычные. Исследования торговли это подтверждают?

- Даже в Москве ощущается острая нехватка магазинов. Если сравнивать с Парижем, в Москве магазинов на душу населения в 11 раз меньше. Поэтому сейчас строят магазины всех видов - и дорогие, и дешевые. А в регионах еще хуже. Сейчас идет конкуренция за недвижимость и за лучшие участки земли, на которых можно будет построить заведомо доходные объекты. Идет конкуренция за участки, а не за покупателей. Вот когда пойдет война за покупателей, будут иметь значение эти нюансы. А пока магазинов не хватает и для бедных, и для богатых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1770
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1109
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
807
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1090

Другие новости