Информация "НГ" (см. выпуск газеты от 10 октября) о тенденции, в соответствии с которой "Рособоронэкспорт" постепенно теряет монополию на торговлю оружием, получила официальное подтверждение. Вечером в пятницу в Комитете Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) состоялась церемония вручения свидетельств на право осуществления внешнеэкономической деятельности четырем предприятиям ОПК. Вожделенное для любой оборонной фирмы право получили федеральный научно-производственный центр "Прибор" (разработчик боеприпасов для малокалиберной артиллерии), московское машиностроительное предприятие "Салют" (производство авиадвигателей для Су-27), центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (ведущий в России разработчик подводных лодок), а также АВПК "Сухой". Все они представляют госсектор ОПК и были, по информации "НГ", тщательно отобраны Кремлем и КВТС из списка, включающего порядка 40 предприятий.
В самом пятничном событии ничего сенсационного нет. Оно готовилось давно и базировалось на прошлогоднем решении президента России. Внешнеэкономическая деятельность получивших лицензию фирм ограничена продажей запасных частей и проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту ранее поставленного оружия.
Более важным является программное заявление, сделанное на церемонии председателем КВТС Михаилом Дмитриевым. Он подчеркнул, что сделан шаг для "улучшения качества и сокращения сроков поставки запчастей", то есть решения проблемы, которая с советских времен "была головной болью нашего оружейного экспорта".
В то же время, по словам Дмитриева, предоставление лицензий коррелируется с задачами, поставленными Комиссией по ВТС - органом, определяющим стратегию оружейного экспорта. На ее заседании 3 октября 2002 г., проходившем под председательством Владимира Путина, было на концептуальном уровне принято решение о допуске на внешний рынок крупных концернов и холдингов.
По словам руководителя КВТС, реализация этого решения - процесс длительный, зависящий от того, как скоро встанут на ноги интегрированные структуры оборонки. В то же время Дмитриев заявил, что речь идет о новой линии, "кардинально меняющей сферу ВТС".
Представитель администрации президента, попросивший не называть его имени, заявил "НГ", что получившие лицензии "прокладывают дорогу другим". По его словам, внешнеэкономическая деятельность фирм будет находиться под строжайшим контролем Кремля. Директорам напомнили, что "разрешающие документы готовятся долго, а указы о наказании быстро".
Руководители "Салюта" Юрий Елисеев и АВПК "Сухой" Михаил Погосян подчеркнули, что они и впредь намерены сотрудничать с "Рособоронэкспортом" и не претендуют на его полномочия при подготовке крупных сделок. Однако пересечения интересов вряд ли удастся избежать. Некоторые "запчасти" с точки зрения предприятий являются финальной продукцией, и объемы их поставок могут быть значительными.
В то же время было бы ошибкой говорить о закате "Рособоронэкспорта", представители которого, кстати, на церемонии в КВТС не присутствовали. Лишь это предприятие на сегодняшний день имеет серьезную маркетинговую инфраструктуру за рубежом и в России, а также профессиональную команду, способную готовить сложные оружейные контракты. Кроме того, только через "Рособоронэкспорт" могут вести оружейную торговлю частные предприятия, дающие до половины всего внешнего оборота ОПК. Да и крупных концернов, как признал высокопоставленный сотрудник КВТС, "сегодня практически нет".
Начало кампании по предоставлению предприятиям ОПК права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность резко поднимает роль и значение КВТС. Анализ процедуры оружейного экспорта показывает, что абсолютно все заявки иностранных покупателей проходят через Комитет, который будет определять, кому достанется тот или иной заказ. В некотором смысле новое решение не столько дает право предприятиям на самостоятельную торговлю оружием, сколько предоставляет КВТС возможность выбора исполнителя контракта. Эксперты в этой связи отмечают, что выходец из СВР Михаил Дмитриев сумел за два года убедить Кремль в своей преданности и профессионализме, результатом чего и стало фактическое расширение его полномочий.