Вчера Институт Адама Смита свел за одним столом противников и сторонников скорого вступления России в ВТО. Главным оппонентом слишком быстрого присоединения нашей страны к Международной торговой организации выступил руководитель компании "Русский алюминий" Олег Дерипаска. В дискуссии с ним сошлись замминистра экономического развития и торговли Максим Медведков и главный экономист Всемирного банка по России Кристоф Рюль.
Представитель ВБ заметил, что отсутствие диверсификации, зависимость от сырья, высокая концентрация собственности в одних руках - все эти серьезные проблемы не должны препятствовать нашей стране при вступлении в ВТО. Сделав этот шаг, считает Рюль, Россия больше приобретет, нежели потеряет. Кроме того, ее вступление в ВТО будет означать интеграцию в глобальную экономику, неизбежным следствием которой станет приток иностранных инвестиций.
Выступавший следом Олег Дерипаска опроверг все доводы представителя Всемирного банка. "Вопрос о том, вступать или не вступать в ВТО, не стоит", - заявил российский бизнесмен. Но, как считает руководитель "Русского алюминия", страна должна быть готова к вступлению в ВТО. Никаких преимуществ, которые сулит Всемирный банк, Россия не получит. По мнению промышленника, вступление в ВТО, по сути, есть делегирование экономического суверенитета внешним субъектам.
Сначала необходимо определить для страны полную повестку, куда должны входить налоговая политика, вопросы реструктуризации промышленности, "популярное понятие industrial police". "Надо определить методы проведения такой политики, а потом уже смотреть, как они согласуются с нормативами ВТО, которые наша страна должна будет исполнять после вступления", - считает Дерипаска.
"До сих пор на многих предприятиях висят социальные объекты, - посетовал промышленник. - Как мы можем разговаривать о прямой конкуренции с иностранными производителями, если предприятия обязаны отапливать города?" Дерипаска прямо заявил, что никакой поддержки промышленности в России сегодня нет. Ограничения, которые существуют для иностранцев, никого не сдерживают. "Объем иностранного капитала, который разрешен, не исчерпан. Все компании, которые хотят работать, уже здесь", - считает Дерипаска. Поэтому пресловутые ограничения для участия иностранного капитала на самом деле не являются сдерживающими для той части бизнеса, которая хочет инвестировать в Россию. Что же касается доступа российской продукции на мировые рынки, то по тем статьям экспорта, которые есть в России, существенных выгод после вступления в ВТО наша страна не получит.
В ходе острой дискуссии Дерипаска остался в меньшинстве. "Быстрое или медленное вступление - это второй вопрос", - заявил собравшимся заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков. По мнению чиновника, главное - это условия принятия России в ВТО, от которых зависят и сроки. "От уровня тарифов на автомобили, сельхозпродукцию, на мебель, на страховые условия зависят и сроки присоединения к ВТО, - говорил Медведков. - Важно, чтобы партнеры согласились с нашей концепцией присоединения".
Еще более жесткий ответ Олег Дерипаска получил от Кристофа Рюля. Экономист Всемирного банка едко заметил: "Россию больше всего беспокоит то, что ее новые машины хуже подержанных иномарок. Попытки защитить отечественный автопром высокими пошлинами ни к чему хорошему не приведут. Намного разумнее для России вступить в ВТО, а потом думать о системе социальной защиты для рабочих. За некоторое время предприятия либо умрут, не сумев адаптироваться к конкуренции, либо сумеют привлечь иностранные инвестиции". Не помешает ВТО и экономическому взаимодействию со странами СНГ. "Вступление в ВТО не исключает двухсторонние сделки", - заявил Рюль.
Однако Дерипаска перевел дискуссию на более высокий уровень. Безусловным приоритетом при обсуждении проблемы вступления в ВТО должна быть оценка готовности российской экономики. "У нас уже есть плохой опыт, - говорил бизнесмен. - Мы сначала перешли к рыночной экономике, а затем стали думать, как построить рыночную инфраструктуру. Мы сначала приватизировали предприятия и лишь потом подумали, есть ли капитал, чтобы они работали".
Сейчас, считает Дерипаска, нам предлагают вступить в ВТО, а потом смотреть, какие будут последствия и как этими последствиями управлять. И вообще, если говорить на том же языке, почему Всемирный банк не советует реформировать, например, United States Steel Industry? Ведь давно уже надо было прекратить это абсолютно неэффективное производство и использовать преимущество поставок из развивающихся стран.
А вопрос об СНГ - это больше, чем вопрос о нескольких миллиардах долларов. "Это вопрос культурного развития, вопрос нашей истории, которая сотни лет продолжалась на этом пространстве. Попробовать поиграть с огнем еще раз?" - вопрошал бизнесмен. "Нам дают хорошие советы, но не несут за них никакой ответственности", - подытожил свое тезисы Олег Дерипаска.