Страшный скандал разгорелся в мировой авиационной промышленности. Крупнейший производитель авиационной техники, корпорация Boeing обвинила другую крупнейшую корпорацию Airbus в демпинге.
Начиная с лета два мировых авиагиганта оспаривали друг у друга контракт на поставку 120 пассажирских самолетов для английской авиакомпании EasyJet. Стоит отметить, что до последнего времени EasyJet хранила верность Boeing, ее флот состоял исключительно из самолетов Boeing-747. По словам советника авиакомпании Рэя Уэбстера, приверженность самолетам одной модели помогает существенно снизить расходы на запчасти и ремонт. Именно политика экономии позволила EasyJet стать одной из самых динамично развивающихся авиакомпаний в Европе. Но несмотря на это, EasyJet изменила своему давнему поставщику. 14 октября было объявлено, что контракт на поставку 120 лайнеров А319 перевозчик заключает с Airbus.
Стоимость контракта очень серьезная - 4 млрд. фунтов стерлингов. Однако в Boeing считают, что эта цифра слишком мала. По оценке экспертов, предоставленные Airbus скидки составляют 40-45% каталожной цены самолетов. Неудивительно, что представители Boeing после этого заявили через прессу, что Airbus продает самолеты себе в убыток и что таким образом европейский концерн "разрушает индустрию".
В Airbus с обвинениями Boeing не согласны. Вице-президент компании Джон Лихи заявил, что "эта сделка выгодна с первого дня". В московском представительстве компании Airbus корреспонденту "НГ" сказали, что еще не было случая, когда бы Airbus продавал самолеты себе в убыток. В российском представительстве Boeing от неприятных комментариев ушли.
Победу Airbus нельзя считать случайной. Скорее это очередная, хотя и очень важная веха в идущем последние два года переделе мирового авиационного рынка. Руководители Boeing с ужасом осознают, что они теряют лидерство, постепенно отставая от своих европейских конкурентов. Пока еще из всех летающих в мире самолетов западного производства 80% приходится на выпущенные компанией Boeing либо ее дочерними структурами. Но уже по итогам 2001 года на Airbus пришлось 53% мирового рынка, если считать количество самолетов, и 61%, если считать стоимость заказанной техники. В 2001 году Airbus впервые в истории обошел Boeing по стоимости продаж. В июле этого года было объявлено, что портфель заказов Airbus включает контракты на поставку 1714 пассажирских самолетов, в то время как Boeing имеет 1481 заказ.
Конкуренция между двумя гигантами становится столь острой еще и потому, что она происходит на фоне общего спада в мировом авиастроении. Глобальный экономический кризис в сочетании с нервозной обстановкой, вызванной терактами, резко сократил объемы пассажирских авиаперевозок. Многие авиакомпании терпят убытки, многие разоряются, соответственно снижаются объемы закупок авиационной техники. А поскольку в США экономический кризис острее, чем в Европе, то соответственно, положение Boeing хуже, чем у европейского авиаконцерна. Перед началом нынешнего года Boeing заявил о сокращении 30 тыс. рабочих мест в течение 12 месяцев и сокращении производства с 500 самолетов в прошлом году до 400 в нынешнем и 350 в 2003-м. Так что нынешние обвинения со стороны Boeing - скорее жест отчаяния.
Председатель правления Международного союза авиационной промышленности Владимир Калманович, комментируя для "НГ" сложившуюся ситуацию, отметил, что конкуренция на мировых авиационных рынках обостряется. Это объективная тенденция, и методы конкуренции достаточно разнообразны, причем они иногда включают в себя сознательный демпинг. Произошедший инцидент, отметил Калманович, еще раз напомнил российским авиастроителям, как важно не ошибиться, выбирая, с каким из двух мировых центров авиастроения сотрудничать. В то же время, по словам главы Международного союза, по своим технологическим возможностям российские авиапромышленники имеют больше перспектив при сотрудничестве с европейскими коллегами.
Учитывая, что европейцы сейчас наступают, Россия, видимо, сделала правильную ставку.