В пятницу пресс-служба Волжского автозавода распространила информационное сообщение о том, что в ОАО "АвтоВАЗ" "готовится решение о некотором сокращении выпуска автомобилей в этом году". Тут же появилась информация, что на заводе запланирована двухнедельная остановка конвейера, которая начнется 28 октября и продлится до 10 ноября. Смежники ведущего российского автопроизводителя уже предупреждены о ней. Работники самого завода находятся в некоторой растерянности от столь неожиданного поворота событий. Настроение у них "упадническое", а о перспективах никто из начальства говорить не желает. Обещают только, что на время вынужденных отпусков будут сохранены две трети заработной платы.
В понедельник в пресс-службе завода на вопросы о приостановке конвейера реагировали очень нервно и даже были возмущены такой формулировкой. Хотя и признали в беседе с корреспондентом "НГ", что в числе мер по сокращению выпуска есть и эта - двухнедельная приостановка конвейера с отправлением людей в отпуск. Очевидно одно - на заводе созрела кризисная ситуация со сбытом продукции.
В информационном сообщении пресс-центра ОАО "АвтоВАЗ" пояснялось, что в соответствии с прогнозом правительства о росте доходов населения совет директоров принял программу увеличения объемов выпуска продукции. За минувшие три квартала ВАЗом выпущено более 570 тыс. автомобилей.
Спрос на автомобили действительно рос. За 9 месяцев на рынке было реализовано около 1,2 млн. автомобилей - примерно столько, во сколько оценивается годовой объем продаж. Как производитель, доминирующий на авторынке России, ВАЗ старался идти на гребне волны. Завод увеличил объемы производства автомобилей, ввел дополнительный час работы во вторую смену. Руководство автогиганта при этом рассчитывало на сокращение ввоза подержанных иномарок после повышения таможенных пошлин. Однако задержка на несколько месяцев с принятием сначала Концепции развития отечественного автопрома, а потом и постановления о повышении таможенных пошлин, наоборот, привела к ажиотажному спросу на иномарки. Из-за рубежа дополнительно (по отношению к тому же периоду прошлого года) были ввезены сотни тысяч автомобилей.
По мнению вазовских экспертов, дополнительным стимулом к ввозу иномарок стало наводнение в Европе. Пострадавшие там автомобили появились на рынках различных стран, в том числе по бросовым ценам их начали предлагать и в России.
Неблагоприятная ситуация со сбытом вазовских автомобилей усугубилась значительным ростом цен на металл, производимый ведущими металлургическими комбинатами России, а также введение правительством Украины повышенных пошлин на импорт российских, прежде всего вазовских автомобилей.
Кроме того, по мнению маркетологов автозавода, на сбыт вазовских моделей отрицательно повлияла чрезвычайная ситуация на юге России. Здесь объемы продаж АвтоВАЗа обычно весьма значительны. Только Ростовская область покупала до 2500 автомобилей в месяц, примерно столько же - Краснодарский край. В результате буйства стихии произошел отток денежных средств с автомобильного рынка на восстановление сельского хозяйства и разрушенных домов. К тому же заметно сократилось число платежеспособных покупателей в осенний период: сказалось падение цен на сельхозпродукцию. Пока крестьяне выгодно не продадут урожай, им будет не до машин.
В итоге все это привело к перенасыщению автомобильного рынка. Как следует из заявления пресс-службы АвтоВАЗа, сегодня из 75-77 тыс. готовых к реализации вазовских машин (что соответствует производственной программе 28 рабочих дней) 25-30 тыс. рискуют остаться без покупателей.
Обозреватели в Тольятти считают, что нынешний кризис сбыта продукции возник из-за просчетов вазовских маркетологов и ряда целенаправленных действий конкурентов ВАЗа. Когда и как автогигант выйдет из критического состояния, пока никто прогнозировать не решается. Констатируется только тот факт, что такого количества автомобилей - с таким качеством, потребительскими характеристиками и послепродажным сервисом, по такой цене, - которое предлагал в этом году Волжский завод, авторынок в данный момент переварить не в состоянии.
Вот и получается, что для сокращения годовой программы производства именно на 30 тыс. автомобилей, которые, по мнению вазовского менеджмента, оказались сегодня лишними, весь коллектив автозавода может быть отправлен на двухнедельные каникулы. Работать будет только совместное российско-американское производство "GM-АвтоВАЗ". Ожидается, что остановку вазовских конвейеров объяснят необходимостью масштабных работ по ремонту оборудования.
Как стало известно "НГ", дилеры АвтоВАЗа к такому повороту событий относятся положительно. Смежников же завода это, естественно, не радует. Вместе с тем местные обозреватели считают, что "пожарный" выход в виде временной остановки конвейера и частичного снижения объема производства только на время поможет решить проблему сбытового кризиса.
Самара