С правительственным постановлением об увеличении ввозных пошлин на иномарки случился небольшой ляп: официальная публикация текста состоялась дважды. По этой причине начало действия новых пошлин было перенесено с 1 на 4 октября. Три дня, на которые и было перенесено официальное введение повышенных тарифов на импорт иномарок, пролетели, как мгновение. Тем не менее, по имеющимся у "НГ" данным, в столь короткий срок огромное количество мелких дилеров и частников подали документы на растаможивание привезенных из-за границы машин в надежде, что таким образом им уже не придется нести дополнительные расходы. Ажиотаж на таможенных терминалах в сентябре привел к тому, что с приближением срока введения новых пошлин коэффициент полезного действия работников таможни существенно вырос: за день оформлялось в два раза больше машин, чем обычно.
Но кто не успел, тот опоздал. С сегодняшнего дня наступают счастливые времена для российского автопрома. По крайней мере такой вывод можно сделать из разговоров с дилерами отечественных автомобильных заводов. Их логика довольно проста: как бы потенциальные покупатели ни ругали наши машины, не все такие богатые, чтобы теперь спокойно покупать пусть даже подержанные иномарки. Противоположной позиции придерживаются дилеры, ориентирующиеся на рынок иностранных авто. При всем желании и высокой цене иномарок россиян вряд ли удастся пересадить на "ВАЗы", "ГАЗы" и другие марки отечественных машин. Еще больше импортеров вдохновляет то, что цены на подержанные иномарки и новые российские машины не будут сильно разниться. А это, по их мнению, означает, что автолюбители не набросятся на наши "консервные банки", а предпочтут поднакопить денег и приобрести пусть даже подержанную, но заграничную машину.
Опрос автолюбителей показал, что истина все же на стороне импортеров. Прежде всего автомобилисты отмечают, что предпринимаемые государством действия близки к маразму: владельцев иномарок даже палкой теперь не загнать в "Жигули". Кроме того, повышение пошлин вовсе не означает, что российские машины хотя бы немного приблизятся по качеству к своим заграничным конкурентам.
Однако общественное мнение вряд ли хоть как-то изменит позицию российского правительства. Концепцию приняли, а вот как развивать отечественный автопром, похоже, никто и не знает. Естественно, что в такой ситуации самым простым шагом стала установка барьеров перед иностранными компаниями. Наши же автопроизводители уже сейчас на радостях начинают постепенно наращивать производство. Вот только кому нужна их продукция - большой вопрос. В свое время Борису Немцову не удалось поднять популярность отечественных машин "сверху вниз", пересадив чиновников на "Волги". Теперь же чиновники собираются пойти "снизу вверх".