Международный консорциум по строительству нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан во главе с British Petroleum (ВР) наконец объявил о символическом начале работ, проектная стоимость которых оценивается в 2,95-3,3 млрд. долл. Президенты Азербайджана, Турции и Грузии, через которые должна пройти труба, закопали на минувшей неделе на берегу Каспийского моря, на терминале Санчагал, капсулу из нержавеющей стали с "Обращением к будущим поколениям". Сегодня неизвестно, что скажут будущие поколения, однако очевидна благоприятная реакция Соединенных Штатов, которые на церемонии представлял министр энергетики Спенсер Абрахам. "Администрация США и американский народ высоко ценят сотрудничество и дружбу с Азербайджаном", - заявил министр. Без политической поддержки США, с 1992 г. выступающих за создание альтернативного российскому маршрута транспортировки каспийской нефти, этот проект никогда не состоялся бы. По словам Абрахама, Баку-Тбилиси-Джейхан является "важной частью" нефтяной стратегии Америки, разработанной под руководством вице-президента США Ричарда Чейни.
На самом деле три президента и американский министр опустили в фундамент лишь первый метр нефтепровода. Реально прокладка трубы должна начаться только в феврале-марте 2003 г., а завершиться - в начале 2005-го. Пока же продолжается лихорадочный поиск новых партнеров (последней по времени организаторам удалось заинтересовать французскую TotalFinaElf) и собственно нефти. Но чем ближе срок начала строительства, тем туманнее перспективы. И если без новых партнеров можно обойтись, то без нефти - никак. Ведь новый нефтепровод - это транзит 50 млн. тонн нефти в год на очень значительное расстояние - 1760 км.
70% средств на осуществление проекта должны поступить в виде кредитов. И хотя в проекте намерены участвовать по преимуществу кредитные организации, вряд ли ставящие своей целью максимизацию прибыли, но выражающие при этом вполне определенные государственные интересы (Международная финансовая корпорация, ЕБРР, возможно, Eximbank Соединенных Штатов - действующая финансовая схема пока так и не создана), ставки все равно велики.
Нефть Азербайджана, которой мало
В принципе нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан в первую очередь рассчитан на транспортировку азербайджанской нефти. Но ее мало - пока, во всяком случае. Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) добывает сейчас около 9 млн. тонн нефти в год, из которых не менее 70% поступает на два бакинских НПЗ, что, кстати говоря, далеко не покрывает их производственных возможностей. Для экспорта остается примерно 2,5 млн. тонн - то есть в два раза меньше даже того объема (5 млн. тонн в год), который по соглашению с Россией должен поставляться в нефтепровод Баку-Новороссийск. В этом году за 8 месяцев добыто около 6 млн. тонн нефти, экспортировано несколько более 2 млн. тонн.
Главная надежда проекта Баку-Тбилиси-Джейхан связана с блоком месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) в азербайджанском секторе на шельфе Каспия, который осваивает BP. Собственно, относительно свободная нефть есть сегодня только у британской компании, именно поэтому она и является одним из инициаторов проекта. British Petroleum не случайно пытается создать дополнительный "пряник" для других участников - проект газопровода в том же коридоре Баку-Тбилиси-Джейхан. Логично и однозначное требование ГНКАР к участникам проекта: вся нефть, добываемая на блоке АЧГ, должна поступать только в этот нефтепровод. Как говорят в ГНКАР, "точка отгрузки - входной фланец нефтепровода Баку-Джейхан". Но в настоящее время перспективы поступления нефти оттуда довольно туманны. Особенно если учесть, что Азербайджан в отличие от России и Казахстана еще не разрешил для себя удовлетворительным образом проблему разграничения морского дна со своими соседями. Прежде всего на юге - с Туркменией и Ираном. В споре с Ираном камнем преткновения стала потенциально богатая углеводородами южная часть структуры АЧГ.
Новые рекруты для старого проекта
Поиск новых участников проекта ведется прежде всего с прицелом на российские компании, которые действуют на Каспии. По сведениям, поступившим в конце августа из ГНКАР, идут переговоры с некоторыми зарубежными нефтяными компаниями и двумя российскими. Их соблазняют более низкими тарифами на прокачку нефти для участников проекта по сравнению с аутсайдерами.
В отношении российских компаний речь идет в первую очередь о НК "ЛУКОЙЛ", руководство которой в прошлом году проявило некоторый интерес к этому направлению экспорта нефти из региона, связав, однако, возможность своего участия в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан с согласием правительства РФ. Между тем в последнее время возник новый фактор, который вполне может охладить интерес к проекту "ЛУКОЙЛа" и других российских компаний, действующих на северной, российской, части каспийского шельфа. Исследуемые и осваиваемые ими геологические структуры богаты (и изрядно) скорее газом, чем нефтью. Поэтому становится еще менее ясно, чем прежде, насколько целесообразно брать на себя какие-либо обязательства по участию в строительстве трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и наполнению его нефтью.
Не очень понятен также интерес к проекту со стороны Украины, о котором говорил недавно ее премьер Анатолий Кинах. Правда, в этой стране есть свой, особенный взгляд на азербайджанскую нефть. Он связан с проектами использования нефтепровода Одесса-Броды. Когда украинцы говорят о нем, то часто к этому словосочетанию прибавляют "легкая азербайджанская нефть". Речь идет о том, что именно такая нефть из Азербайджана могла бы прокачиваться транзитом через Украину на польские НПЗ или в Европу по нефтепроводу "Дружба". По словам украинских нефтяников, интерес к этой нефти уже проявили чешские НПЗ. В этой экзотической конструкции не совсем ясно, где найти недостающие 3 млн. тонн нефти из требуемых для заполнения системы Одесса-Броды 6 млн.; непонятно также, как это сочетается с интересами Азербайджана. Одним словом, сегодня желающих транспортировать нефть из региона Каспия значительно больше, чем самой нефти.
Почему Иран на "оси зла"
Расчеты рентабельности проекта Баку-Тбилиси-Джейхан исходят из представления, что нефть для него будет обеспечена в требуемом количестве. Между тем именно это находится под большим вопросом. Слабо обоснован он и с политической точки зрения. Если, скажем, Украина не может стать серьезным претендентом на азербайджанскую нефть, то намного важнее проблемы, связанные с Ираном.
Дело в данном случае не только в спорных месторождениях на Каспии. Проект Баку-Тбилиси-Джейхан создается как альтернатива не только российским интересам, но и иранским, причем последним даже в большей степени. Располагая Иран на "оси зла", США не только хотели бы видеть в лице Турции его конкурента на международных нефтяных рынках. В сущности, проект Баку-Тбилиси-Джейхан предстает как часть более общей американской стратегии изоляции Ирана на мировой арене, исходя из того, что его антиамериканский курс еще долго не изменится. Между тем пока с изоляцией не очень получается. Эту линию не поддерживают даже многие союзники США, а Россия исходит из стратегии, в которой снижение агрессивности иранских политических лидеров увязывается с последовательной интеграцией страны в мировое экономическое сообщество. Сам Иран тоже не рвется в изолированное пространство. Не зря его представители традиционно опровергают сообщения о якобы введенном моратории на сделки с крупными зарубежными нефтегазовыми компаниями. Так что рассчитывать на устранение Ирана в качестве конкурента нефти, которая должна поступать на нефтяные рынки через Турцию, вряд ли стоит.
Наличие в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан очевидной политической подоплеки дает о себе знать порой самым неожиданным образом. Например, отмечает британская Guardian, строительство нефтепровода может привести к обвинениям против международного консорциума во главе с ВР в нарушениях прав человека. Дело в том, что часть трубы должна пройти через социально и политически неспокойные районы Турции, и поэтому, как утверждает газета, зона землеотвода выведена правительством страны из-под его юрисдикции, а консорциум получил право привлекать для охраны нефтепровода силы безопасности, не будучи связанным при этом обязательствами по соблюдению прав местного населения. Очевидна и грядущая нестабильность грузинского участка проекта, связанная с активностью террористических групп в Панкисском ущелье, в том числе небезызвестной "Аль-Каиды".
Конечно, такие мощные нефтяные компании, как, например, ВР, рыночная капитализация которой почти в два раза превышает суммарную капитализацию не только нефтяных, а всех российских компаний вместе взятых, могут позволить себе рискнуть участием в экономически слабо обоснованном и политически небесспорном проекте. Но для Азербайджана это чревато впоследствии серьезными проблемами. Тем более что его властная элита, похоже, вообще избрала несколько авантюристическую стратегию в области экспорта углеводородов. Достаточно вспомнить о заявленном Азербайджаном намерении выйти со своим экспортным газом на южноевропейские рынки через Турцию. Что также угрожает провалом, учитывая ожидаемый высокий уровень конкуренции на этих рынках в связи с завершающимся строительством трансконтинентального газопровода "Голубой поток" из России и ограниченные возможности турецкого внутреннего рынка газа.
Казахстанская нефть течет в другую сторону
Надежды лоббистов проекта Баку-Джейхан, видимо, связаны по большей части с нефтью Казахстана. Быть может, такие расчеты оправдают себя в том случае, если казахстанские компании через какое-то время не будут знать, куда им поставлять свою нефть. Однако сегодня деятельность Казахстана по развитию своего экспортного нефтяного комплекса вполне определенно ориентирована в сторону России. Активизировалось строительство нефтепровода Кенкияк-Атырау с целью облегчения доступа нефти с актюбинских месторождений к магистральному трубопроводу Атырау-Самара (и далее на БТС или в Европу через нефтепровод "Дружба") и к системе КТК. В то же время транзит казахстанской нефти по маршруту Актау-Баку-Батуми сократился в 3 раза.
В связи с собственным нефтепроводным строительством увеличивается транзит нефти (включая в первую очередь казахстанскую) и в России - на 10% только за 8 месяцев нынешнего года. Объем перевалки экспортной нефти компанией "Черномортранснефть" вырос за последние три года с 32 млн. тонн до 47 млн. тонн в год. Не исключено, что гипотетическая потеря азербайджанских 2,5 млн. тонн, которые прокачиваются сегодня по нефтепроводу Баку-Новороссийск, обернется для России и неким приобретением. Ввод в строй трубы Баку-Тбилиси-Джейхан резко разгрузит пролив Босфор, и российские танкеры спокойно пойдут на Запад - в соответствии с регулирующей режим проливов конвенцией Монтре (1936), а не с самопровозглашенными и в силу этого сомнительными актами турецкого правительства 90-х гг. Мощность БТС должна увеличиться к 2005 г. до 50 млн. тонн. В том же направлении действует и КТК, который планирует в ближайшем будущем наряду с месторождением "Тенгиз" подключить к своей системе нефть с месторождения "Карачаганак", стремясь к доведению мощности своего трубопровода до 67 млн. тонн в год.
Так что же будет прокачиваться через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан? Без внятного и детального ответа на этот вопрос проект так и останется декларацией о намерениях, пусть и поддерживаемой в самых влиятельных вашингтонских кабинетах.