0
985
Газета Экономика Интернет-версия

03.10.2002 00:00:00

Кого наказал арбитраж?

Тэги: северная верфь, иск, арбитраж, суд, опк


В российском оборонно-промышленном комплексе назревает грандиозный скандал с трудно прогнозируемыми последствиями. База для него появилась 8 июля 2002 г., когда Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение о взыскании с ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" 19 млрд. 304 млн. 928 тыс. руб. (эквивалент 603 млн. 900 тыс. долл.) в пользу государства. Соответствующий иск был подан заместителем прокурора Санкт-Петербурга в интересах Минфина РФ. Посчитали, что "Северная верфь" не рассчиталась с государством за два принадлежащих ей эсминца проекта 956Э, которые в конце 1990-х - начале 2000 г. были достроены и проданы Китаю.

Заметим, что у других московских ведомств (в том числе у Счетной палаты) существуют и прямо противоположные мнения на этот счет. Однако речь сейчас не о борьбе за власть и собственность между различными группировками.

Как стало известно "НГ", руководство "Северной верфи" с решением арбитража не согласно и будет требовать рассмотрения дела в судах следующей инстанции - вплоть до Высшего арбитражного. Ничего другого ждать и не приходилось, поскольку выплата вышеуказанной суммы однозначно приведет к банкротству завода, что, несомненно, понимали и в Минфине, и в суде первой инстанции (а может быть, не просто понимали, но и рассчитывали на это).

По нашей информации, "Северная верфь" решила обороняться тем же оружием, что было использовано против нее. Если решение Арбитражного суда вступит в силу, предприятие будет вынуждено предъявить финансовые претензии ко всем, кто получал доходы и платил налоги в ходе исполнения китайского заказа (в юриспруденции это называется "иск в порядке регресса", он предусмотрен статьями 15 и 16 Гражданского кодекса РФ).

Логика рассуждений у представителей "Северной верфи" такова: "Наше предприятие получило всего 15% от общей суммы контракта. Остальные средства достались более чем тысяче соисполнителей в различных регионах России. Почему же всю финансовую ответственность должны нести только мы?" По мнению экспертов, большинство предприятий-подрядчиков удовлетворить иски на общую сумму свыше 500 млн. долл. не смогут. Это означает, что их дальнейшая судьба будет полностью зависеть от воли руководства "Северной верфи", которое в любой момент сможет потребовать признания должников банкротами.

Эксперт-аналитик прокомментировал ситуацию корреспонденту "НГ": "Можно представить, через что придется пройти предприятиям-смежникам в случае выполнения решений Арбитражного суда. В 1997 г. "Северная верфь" все это испытала на себе. Кстати, тогда в отличие от нынешней ситуации судебная власть признала корпуса недостроенных эсминцев собственностью предприятия, а не государства, наложив на них арест по имущественному иску". Впереди у соисполнителей китайского контракта - блокирование счетов, введение внешнего управления, ликвидация предприятий.

Последствия для отрасли

Экспресс-анализ показывает, что судостроительной отрасли, ОПК и промышленности в целом будет нанесен серьезный удар. Точные данные о кооперации по кораблям проекта 956Э не распространяются, однако некоторых из соисполнителей назвать можно.

В создании противокорабельного ракетного комплекса 3М-80Э "Москит" принимали участие МКБ "Радуга" (г. Дубна, Московская область), завод "Прогресс" (г. Арсеньев, Приморский край), московское "Конструкторское бюро машиностроения" и НПО "Альтаир" (г. Москва). Последнее предприятие является головным по ЗРК "Штиль" и системе ПВО корабля в целом. Финансовые проблемы "Альтаира" - основного российского разработчика корабельных систем ПВО - негативно отзовутся на целом ряде программ.

Финансовый удар будет нанесен по постепенно выходящему из кризиса екатеринбургскому ракетостроительному кусту - КБ "Новатор" и Машиностроительному заводу имени Калинина. Их продукция - ракеты комплекса "Штиль". Кроме того, именно эти предприятия играют ключевую роль в создании ударного комплекса "Клаб", который устанавливается на экспортируемых в Индию фрегатах и подлодках. Екатеринбургский куст также играет исключительно важную роль во многих оборонительных программах России (например, в ПРО Москвы).

Потери понесет и морская артиллерийская кооперация: КБ "Арсенал" имени М.В. Фрунзе, машиностроительный завод "Арсенал", КБ "Аметист", тульские предприятия - КБ приборостроения и машиностроительный завод.

Серьезно пострадают фирмы, занимающиеся радиоэлектронными и гидроакустическими системами: питерские "Гранит" и "Морфизприбор", а также московский завод "Салют".

Финансовые проблемы возникнут у специализированных санкт-петербургских фирм-монополистов, участвующих в оборудовании кораблей и судов. Речь, например, идет о "ЭлектроРадиоАвтоматике" - ключевом предприятии, осуществляющем полный цикл электромонтажных и пусконаладочных работ в судостроении.

Парадоксально, но пострадает даже "Балтийский завод" - проигравший конкурент "Северной верфи" в борьбе за второй китайский контракт на эсминцы. Балтийцы поставляют для кораблей проекта 956 ряд важнейших элементов силовой установки.

Первая волна процессов неизбежно породит вторую и третью - предприятия по очереди будут предъявлять иски к своим соисполнителям все более глубокого уровня кооперации.

Роль государства

Помимо предприятий промышленности "Северная верфь" скорее всего будет вынуждена призвать к ответу государство. Юристы считают возможным взыскание сумм налогов, уплаченных "Северной верфью" в 1999-2000 гг. в бюджеты всех уровней из полученных от инозаказчика средств. Это 1 млрд. 667 млн. руб., из которых 611 млн. руб. пошли в госбюджет.

Кроме того, если проданные эсминцы, как утверждает истец, действительно принадлежат государству, правомерно потребовать возмещения расходов, связанных с содержанием кораблей в период 1997-2000 гг. По мнению юристов, возмещению подлежат и недополученные доходы (упущенная выгода). Дело в том, что инициатива достроить корабли и поставить их Китаю исходила от правительства РФ и была оформлена его постановлением в июле 1997 г.

Своим правом требовать возврата налогов и компенсации упущенной выгоды могут воспользоваться и те предприятия, которые проиграют в арбитражах "Северной верфи".

При этом, как уверяют занимающиеся данным делом юристы, все иски являются беспроигрышными. Законники поясняют, что санкт-петербургский арбитраж, решивший 8 июля дело в пользу Минфина, с формальной стороны ни коим образом не стремился наказать ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" и его основного акционера - холдинговую компанию НПК. Обе компании являются добросовестными собственниками, а действия, признанные судом ошибочными (правомерно или нет - это другой вопрос), были допущены обанкротившимся предшественником и представителями государства, в частности судебными исполнителями. Действующий Гражданский кодекс в этой ситуации требует возвращения предмета споров или, если это невозможно (а Китай, конечно, эсминцы не отдаст), возмещения полной стоимости сделки.

До выяснения дела в судах второй и высшей инстанции трудно понять, как классифицировать нынешний юридический казус: ошибка судей, пробел в законодательстве или искусное манипулирование им в интересах перераспределения собственности. В любом случае в действиях государственной машины, неспособной предотвратить и даже провоцирующей многолетнюю деструктивную судебную тяжбу, налицо серьезный сбой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1974
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4017
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3056
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2492

Другие новости