Выступая вчера на конференции "Стратегия развития лесопромышленного комплекса России" заместитель министра экономразвития Аркадий Дворкович заявил, что эта отрасль должна в ближайшие годы стать локомотивом промышленного роста. Если ЛПК будет динамично развиваться, рост ВВП на 5-6% в год нам обеспечен. Если нет - "мы не сможем обеспечить темпы роста экономики, о которых мы заявляем".
Однако пока это только пожелания. За последние десять лет страна резко сдала позиции на мировом рынке древесины. В общем экспорте доля России с ее огромными лесными богатствами составляет всего 2-3%. Россия вывозит за рубеж преимущественно сырье - круглый лес и дешевые продукты деревообработки. При этом страна активно импортирует продукцию углубленной переработки - мебель, бумагу.
Продажа необработанной древесины приносит сверхприбыли, что признают даже сами участники рынка. И вполне естественно, что компании пока не слишком заинтересованы в развитии обрабатывающего производства, где рентабельность гораздо ниже. Простым повышением таможенных пошлин на вывоз необработанной древесины проблему не решить. Представители лесного бизнеса считают, что государство должно создать тепличные условия для тех сфер, которые практически не развиты, например для производства мебели. Кроме того, крайне важно стимулировать привлечение инвестиций. Но проекты окупаются в течение 20 лет, и желающих вложить деньги в высокотехнологичные производства пока мало. В 2001 году в ЛПК инвестировано всего 16,2 млрд. руб. Это чуть больше 1% объема инвестиций в российскую промышленность. Участники рынка считают, чтобы деньги пошли в деревообработку, компании должны стать прозрачнее, а представители власти должны предпринять значительные усилия для повышения привлекательности страны в глазах зарубежных инвесторов.
Высокая рентабельность лесозаготовок обуславливает усиление борьбы крупных компаний за рынок. При этом лесопромышленный комплекс - один из немногих оставшихся сегментов экономики, где еще не до конца завершился передел сфер влияния. Вокруг целлюлозно-бумажных комбинатов столкнулись интересы крупных финансово-промышленных групп. Государство решило отчасти подхлестнуть укрупнение участников рынка административными методами, заложив в концепцию развития ЛПК тезис о приоритете крупных компаний. Федеральные чиновники намерены вытеснить мелких участников рынка и способствовать созданию крупных вертикально-интегрированных компаний. Таким образом федеральный Центр убивает двух зайцев - с одной стороны отнимая у регионов полномочия по регулированию отношений между мелкими заготовителями древесины, с другой - создавая условия для инвестиций в деревообработку, на что мелкие структуры средств все равно не имеют.
Однако не только крупные корпорации борются за делянку. Государственные ведомства никак не могут договориться о том, кто из них будет играть первую скрипку в развитии лесопромышленного комплекса. Этот вопрос вчера вышел на первый план в выступлениях представителей госструктур. Однако пока в стране отсутствует даже единый центр принятия решений по лесопромышленному комплексу: ответственность, по словам Дворковича, размыта между тремя ведомствами - Минприроды, Минпромнауки и Минэкономразвития. По мнению представителя МЭРТа, выходом могло бы стать создание межведомственной рабочей группы. Об отсутствии структуры управления ЛПК говорил и депутат Государственной Думы Валентин Лунцевич. При этом проблема управления лесной отраслью зачастую переводится в политические разговоры о воссоздании лесного министерства, а также в дебаты о том, как Центр и регионы должны поделить между собой функции в сфере управления лесным фондом.