Федеральная сетевая компания (ФСК), которая будет создана в процессе реструктуризации РАО "ЕЭС России", в конечном итоге может поглотить ряд региональных энергосистем, которые на сегодня являются энергодефицитными. Подобное решение, как, впрочем, и сам механизм его реализации, еще никак не оформлено. К тому же введение моратория на сделки с имуществом энергохолдинга тем более отодвигает обсуждение этого вопроса. Однако, по словам источников "НГ" в РАО "ЕЭС", такой вариант развития событий обсуждается в руководстве энергохолдинга.
К региональным энергосистемам, которые практически не имеют собственных мощностей по производству электроэнергии, можно отнести "Алтайэнерго", "Калмэнерго", "Курганэнерго" и ряд других. Все эти компании более 80% электроэнергии закупают на ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности), имеют многомиллионные долги по ее оплате и не менее весомую дебиторскую задолженность со стороны собственных потребителей. В условиях конкурентного рынка их способность к выживанию вызывает очень большие сомнения. Например, в энергосистеме Калмыкии фактически введено внешнее управление: несколько лет назад она вошла в состав Средневолжской межрегиональной управляющей компании (СМУЭК). Компания "Курганэнерго", занимающаяся энергоснабжением одного из наиболее социально неблагополучных регионов, скоро войдет в состав Уральской управляющей энергокомпании. "Алтайэнерго" вынуждена постоянно бороться с поползновениями региональных распределительных сетей, пытающихся выйти на ФОРЭМ в обход этой компании.
Понятно, что при подготовке плана реструктуризации подобных энергосистем (который в соответствии с правительственным постановлением #526 строится на основе разделения мощностей по видам деятельности) выяснилось, что, кроме сетей, из их состава нечего и выделять. Так что вполне естественным кажется вариант поглощения таких компаний ФСК. Кстати, гендиректор СМУЭК Владимир Аветисян не исключил такой возможности в отношении "Калмэнерго".
Вообще формирование ФСК вряд ли обойдется без сюрпризов. В свое время авторы реформаторских проектов долго спорили о том, какие сети включать в нее, а какие нет. В ряду прочих обсуждался и вариант объединения в единую федеральную структуру всех линий электропередачи - начиная от межсистемных и заканчивая теми, что ведут к бытовым розеткам. И хотя критерии отнесения сетей к ФСК были утверждены специальным правительственным постановлением, не исключено, что интерес к этому варианту возродится. Ведь РАО "ЕЭС" так и не удалось найти эффективного механизма для урегулирования отношений с пресловутыми оптовыми перепродавцами или региональными распределительными сетями.
Примерно год-полтора назад менеджмент РАО предложил своим "дочкам" в регионах менять долги оптовых перепродавцов (ОПП) на их имущество. Но это не удалось сделать почти никому, за очень редким исключением. Иначе и не могло быть: взятие на баланс имущества ОПП возможно только, если региональные власти согласятся заложить в энерготарифах средства на их содержание. Ни энергокомпании, ни региональные власти в большинстве своем на это не пошли. Так что все остались при своих долгах.