Россияне все чаще покупают холодильники и видеомагнитофоны. Спрос населения на бытовую технику и электронику, по данным Госкомстата, в прошлом году увеличился на 10%. Особенно эта тенденция заметна в регионах. Выросло потребление даже дорогой техники: так, продажи ноутбуков выросли на 30%. Их доля в продажах компьютеров составила 5%.
Но наиболее примечательной стала тенденция увеличения спроса на продукцию российских производителей. Например, по итогам прошлого года в России было продано 4 млн. телевизоров. Почти 14% из них, или 550 тыс. штук, - российских марок. Не исключено, что в этом году уже четверть рынка будет завоевана нашими производителями телевизионной техники. Эксперты указывают, что сердца потребителей удалось завоевать и отечественным холодильникам. О подобных тенденциях можно говорить и в отношении плит. Конечно, полностью отечественной бытовую технику и электронику назвать сложно. Выходящая под лейблом "сделано в России", но имеющая подчас звучные иностранные названия продукция собирается из западных комплектующих. Закупка деталей для телевизоров, холодильников и компьютеров за рубежом и сборка готовых изделий в России обходится гораздо дешевле, нежели их поставка из-за границы. Сейчас отечественным производителям удается держать цены на свою продукцию на 10-15% ниже недорогих зарубежных аналогов. Ценовым фактором главным образом и объясняется расширение доли рынка бытовой и электронной техники, произведенной в нашей стране.
Несмотря на то что государство снижает административные барьеры на пути импорта зарубежной продукции, оно все равно заинтересовано в том, чтобы эти товары производились в России. Именно об этом заявил вчера первый заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович перед ассоциацией торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. Государство заинтересовано в том, чтобы производители крупнейших торговых марок открывали здесь свои заводы, обеспечивая дополнительные налоговые поступления в наш бюджет. Расширение выпуска товаров в России выгодно и отечественному потребителю, поскольку сопровождается снижением цен на продукцию. Правда, добиться этого будет непросто. Иностранные инвестиции пока не превратились в золотой поток для нашей страны. Существование административных барьеров позволяет госорганам вмешиваться в деятельность бизнеса, повышая его издержки. Поэтому Западу пока проще и выгоднее, а главное, менее рискованно продавать нам детали, чем организовать полный производственный цикл, создавая новые рабочие места, и вкладывать деньги в нашу экономику.