Мировые цены на нефть в начале нынешней недели взлетели до рекордных значений. 23 сентября сырье марки Brent на Лондонской бирже подорожало на 70 центов и продавалось по 29,13 долл. за баррель, а в Нью-Йорке нефть Light Sweet торговалась по 31,08 долл. за баррель. Подобных котировок не наблюдалось более года - 29-долларовую планку Brent не превышала с 17 сентября 2001 года, а Light Sweet - с февраля 2001 года. На рынках Азии нефть, по данным Токийской товарной биржи, подорожала на 3,5%. Аналитики утверждают, что это не потолок и уже в ближайшее время цены на черное золото могут достичь 32 долл. за баррель.
Специалисты по нефтяным рынкам нынешний скачок поясняют двумя основными причинами. Первая - многократные заявления США о подготовке военной операции против Ирака. Причем игроки нефтяного рынка в последнее время получают все больше подтверждений, что это не просто политические маневры Вашингтона с целью усилить давление на Багдад, а идет реальная подготовка к развертыванию боевых действий. Вторая причина - последствия урагана "Айсидора", который нарушил поставки в США мексиканской нефти. В меньшей мере, но все же повлияли на рост цен и такие факторы, как напряженность на палестинских территориях, забастовки нефтяников в Мексике и Нигерии.
Представители ОПЕК главным виновником возникшей ситуации считают США, чья агрессивная политика в отношении Ирака провоцирует рост цен на энергоносители. Парадоксально, но факт - страна, которая как самый крупный потребитель нефти активнее всех борется с эскалацией нефтяной дороговизны, сама же эту эскалацию и подталкивает. Вашингтонские политики, безусловно, это понимают, однако, по всей видимости, рассчитывают, что со сменой нынешнего режима в Багдаде иракская нефть хлынет в США и на мировые рынки в таких объемах, что цены на нее вернутся к нормальным значениям.
А пока большинство аналитиков сходятся во мнении, что нынешние цены уже являются запредельными и, если они продержатся длительное время, это повлечет за собой стагнационные процессы в мировой экономике. Причем проиграют не только страны - потребители нефти, но и ее производители, так как сверхдоходный для них рынок может просто обрушиться.