Бизнес-сообщество бьет тревогу. Она связана с приближением рассмотрения в Госдуме во втором чтении пакета законопроектов по реформированию железнодорожного транспорта. Несмотря на то что, как признают сами представители бизнес-структур, законопроекты, представленные МПС в правительство, были на 80% переписаны с учетом предложений 16 заинтересованных министерств и ведомств, а также объединений, представляющих деловые круги, последние, похоже, не просто недовольны, а разочарованы конечным результатом. Глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков даже направил по этому поводу письмо к президенту Владимиру Путину, но, по некоторым данным, получил отписку из президентской администрации. "Последняя наша надежда - это Дума", - заявил вчера президент Международного союза металлургов Алексей Хоружий на пресс-конференции, организованной ТПП РФ.
Что не устраивает бизнес-круги в правовой базе, которую предлагается принять за основу реформирования системы МПС? Представители ТПП полагают, что при доработке законопроектов специальная комиссия, созданная при правительстве, проигнорировала многие важные предложения. По словам председателя комитета ТПП по транспорту и экспедированию Виталия Ефимова, с самого начала предлагалось в основу законопроектов закладывать идеологию и конкретные механизмы снижения себестоимости транспортных услуг реформированных структур. Но эти механизмы так и не прописаны, в результате чего все экономически неэффективные расходы ОАО "Российские железные дороги" будут перекладываться на плечи пользователей. Особо волнует грузоотправителей и грузополучателей то, как будут регулироваться их отношения с грузоперевозчиками и владельцами инфраструктур, которых ныне на единой железной дороге появится множество. Сегодня, для того чтобы отправить груз, требуется решение одной инстанции, а после реформирования потребуются десятки согласований. Как правило, в подобных ситуациях возникает немало конфликтов. Интересы пользователей дорог в законопроектах не защищены, в то время как их ответственность перед перевозчиком и владельцами инфраструктур прописана весьма дотошно.
Президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов полагает, что ОАО "РЖД" нынешний пакет законопроектов дает такие преимущества, при которых говорить о свободной конкуренции в отрасли не приходится. "Если законодательно не установить единые правила игры для всех перевозчиков, мы получим игрушечную, не имеющую ничего общего с настоящей конкуренцию", - говорит Давыдов. Сергей Лопарев, вице-президент Российской ассоциации экспедиторов, убежден, что в выносимых на второе чтение законопроектах не прописаны в достаточной мере правовые основы единого управления движением - с появлением на железной дороге многих хозяев могут возникнуть серьезные проблемы. По его мнению, в законопроектах, что называется, невооруженным глазом видны лазейки, открывающие возможности для увода имущества железных дорог.
Но больше всего нынешних пользователей услуг железнодорожного транспорта волнует то, что в рассматриваемых законопроектах пока нет заслона для "тарифного разгула" уже реформированных структур. У предпринимателей, чье производство неразрывно связано с железной дорогой, нет уверенности, что реформа не приведет к резкому подорожанию ее услуг. А это болезненно ударит по всей экономике.