Концепция развития отечественной автомобильной промышленности начинает постепенно действовать. Правда, пока это сказывается не на качестве российских автомобилей, а исключительно на их ценах, которые практически раз в три месяца существенно повышаются. Причем больше всех усердствует Волжский автомобильный завод (ВАЗ), продукция которого одновременно пользуется самым большим спросом среди отечественных авто. В одном из приложений "Авто" "НГ" уже писала о необоснованной ценовой политике ВАЗа, но, видимо, то еще были цветочки. Теперь у российских производителей все козыри на руках: государство целиком и полностью на их стороне, да и в стране начинается сезон продаж.
Очередное повышение цен было предпринято ВАЗом в самом конце лета, что вызвало бурное негодование среди... дилеров завода. Тольяттинские продавцы, недовольные повышением расценок, собрались за круглым столом, чтобы обсудить свою дальнейшую политику и проработать ответные меры. В итоге было принято решение организованно поднять цены вслед за заводом. По словам дилеров, последним повышением они были поставлены в ужасные условия: прибыль упала ниже 1% от стоимости машин. Между тем еще перед началом собрания среди торговцев витали большие сомнения относительно справедливости принимаемых мер, ведь цены и так достаточно высоки. Однако другого выхода не было. Правда, дилеры оказались несколько человечнее руководителей завода: отказавшись от 10-процентного подъема расценок, они намерены прибегнуть к поэтапному повышению. Сначала стоимость машин увеличат на 5-7%, чтобы покупатель смог привыкнуть к новой ценовой ситуации на рынке.
Кроме того, дилеры АвтоВАЗа решили составить перечень предложений по выходу из грядущего кризиса. По словам торговцев, нынешнее повышение цен - всего лишь сиюминутный шаг, без принятия системных мер ситуацию не исправить. Уже скоро дилеры должны принять ряд конкретных предложений, которые в конце этого месяца поступят к генеральному директору АвтоВАЗа. И, возможно, в начале октября состоится очередной слет продавцов совместно с руководителями завода.
Между тем уже в ближайшие недели произойдет рост цен на тольяттинские автомобили и в остальной России. Дилеры других регионов страны не могут не реагировать на повышение цен, поскольку около 40% получаемых ими машин проходят через тольяттинских продавцов.
Российские дилеры сейчас не в самой простой ситуации. Самая дешевая модель ВАЗа, "пятерка", сейчас ими покупается за 91,9 тыс. руб., а в розницу идет в зависимости от комплектации по 91,5-95 тыс. руб. В Москве цены на 8-10 тыс. руб. выше. "Самары" дилеры сейчас покупают по 136,2-154,6 тыс. руб., продают же по 135-150 тыс. Интересно, что повышение цен происходит с началом сезона продаж. Зимой и летом активность автолюбителей на рынке сильно падает, из-за чего прибыль дилеров снижается практически до нуля. Зато с наступлением осени продавцы наверстывают упущенное, получая по 6-8% дохода с каждой машины. Естественно, сегодня спрос на "Жигули" постепенно растет, а дилеры из-за роста заводских цен не способны увеличить свою прибыль. Ситуация осложняется тем, что жигулевские автосалоны последнее время получают автомобили только по 100-процентной предоплате: заплатив в августе за сентябрьскую партию, они еще только ждут ее отгрузки, теряя между тем на процентах по кредиту.
В такой ситуации повышение цен остается единственным способом увеличить маржу. На самом заводе особого беспокойства происходящие повышения цен не вызывают: там вообще нисколько не интересуют проблемы дилеров, а стоимость продукции растет только из-за инфляции. А главное, что повышения будут продолжаться и дальше. Контролировать же розничные цены ВАЗ не намерен.
Вообще такая политика завода вполне понятна. Не стоит забывать, что уже с 1 октября начинают действовать новые пошлины на иномарки, а значит, и конкурентов у отечественных "Жигулей" станет намного меньше. Да и покупателям придется брать подорожавший товар, так как альтернативы общественному транспорту у них не будет. В итоге выиграет от всей этой ценовой истории исключительно АвтоВАЗ. Вот так государство поддерживает отечественного автопроизводителя. В погоне за качеством российских машин и повышением их конкурентоспособности почему-то забыли ограничить рынок от возможных произвольных действий со стороны заводов.