Сезон открыт
В течение всего лета товарные запасы на площадках дилеров планомерно росли и к сентябрю достигли максимума. По имеющимся данным, у дилеров в Москве накопилось около 12 тысяч машин. Розничные же цены этим летом были стабильными, так как снижаться им не дает постоянно растущая отпускная цена завода, а подниматься они не могут в связи с не очень высоким текущим спросом на продукцию Волжского автозавода.
По мнению ряда экспертов, сейчас существуют три основные причины, которые влияют на снижение интереса к автомобилям "ВАЗ" у покупателей. Первая связана с большим количеством ввезенных в Россию иномарок. Вторая причина кроется в так и не решенных проблемах качества своей продукции и откровенно плохой работе фирменной сервисной сети. Ну и третьей существенной причиной снижения спроса на новые вазовские машины является растущий рынок подержанных автомобилей "десятого" семейства. Еще два-три года назад, когда "десятка" только завоевывала рынок, подержанных машин этого семейства было достаточно мало. Сейчас многие владельцы "десяток" пересаживаются на иномарки. Эту причину мы рассмотрим чуть ниже.
Между тем с 30 августа Волжский автозавод, следуя своей ценовой политике, поднял отпускные цены для дилеров на сумму от 500 до 3000 рублей. В тот же день, 30 августа, правительство России сделало долгожданный шаг навстречу отечественному автопрому - в два с лишним раза повысило пошлины на ввоз подержанных иномарок старше 7 лет. Как это отразится на автомобильном рынке, мы увидим в самое ближайшее время.
Самые дешевые "Жигули" пятой модели стоят в Тольятти в среднем 92,5 тыс. руб., то есть фактически дилеры продают "пятерку" по отпускной цене завода. Всего на одну тысячу выше стоимость "шестерок". "Семерки" предлагаются в среднем по 102,6 тыс. руб. А самый дорогой в семействе классических "Жигулей" - "ВАЗ-21043": в Тольятти его средняя стоимость 109,1 тыс. руб. В Москве и регионах все эти модели на 8-10 тысяч дороже. С начала года "классика" выросла в цене меньше других моделей (всего около 4%), и то в основном за счет роста цен на "четверку" на 8%. "Семерки" и "пятерки" с начала года в цене практически не изменились. Автомобиль "ВАЗ-21093" с инжекторным полуторалитровым двигателем, который является самым распространенным представителем семейства "Самара", стоит сейчас в Тольятти в среднем 143 тыс. руб., что на 10% выше, чем в начале этого года. "99-ю" модель можно там же приобрести за 152,3 тыс. руб., ее рестайлинговую версию "ВАЗ-2115" - за 160,5 тыс. руб. В Москве семейства "Самара" и "Самара-2" на 10-12 тыс. дороже.
Теперь о наиболее современном и популярном "десятом" семействе. Больше всего на авторынке представлено 8-клапанных седанов "ВАЗ-21102". Средняя цена в Тольятти 176,6 тыс. руб., в Москве - 185,2 тыс. 16-клапанная "103-я" модель на 4 тыс. руб. дороже "102-й". Универсал "ВАЗ-2111" стоит в Тольятти 178,1, а в Москве - 188,3 тыс. руб.
На сегодняшний день самыми дешевыми регионами являются Самарская и прилегающие к ней области (Ульяновская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская, а также Чувашия и Татария). Здесь цены всего на 4-6 тыс. выше "тольяттинских". На 6-8 тысяч отличается стоимость вазовских машин на Урале в Свердловской, Челябинской и Пермской областях. Практически такие же цены на Юге, в Волгоградской и Ростовской областях. Еще на 1-1,5 тыс. выше средние расценки на "ВАЗы" в Санкт-Петербурге, Курске, Тамбове, Краснодаре. Ну и, естественно, самыми дорогими с точки зрения стоимости машин являются регионы Сибири и Дальнего Востока. Там разница доходит до 14-16 тыс. руб.
В "десяточку"
Что касается рынка подержанных автомобилей наиболее популярного в последние годы "десятого" семейства, то он растет неимоверными темпами. Выпуск машин этого модельного ряда шел по нарастающей в течение 5 лет. C момента запуска, в 1997 году по конец 1998 года было выпущено чуть более 100 тыс. экземпляров, в 1999-м ВАЗ произвел 116,8 тыс. машин, в 2000-м уже 162 тыс., а 2001-м "десятое" семейство вышло на проектную мощность в 220 тыс. автомобилей. В этом году на заводе собираются еще на 5 тыс. перекрыть эти показатели. После памятного кризиса в 1998 году "десятка" была для многих людей пределом мечтаний, а цена, опустившаяся с докризисных 8-9 тыс. долл. практически в два раза, позволила тем, кто остался при деньгах после экономических потрясений, спокойно выбирать флагмана отечественного автопрома. Спрос же на иномарки тогда резко сократился. Произошло это практически в 3-4 раза, и покупать иномарку казалось неосторожным. Это и стало лучшим моментом для расцвета "десятой" модели.
Теперь же большинство этих машин числится на вторичном рынке, причем больше всего "десятки" здесь представлены самыми первыми моделями - "ВАЗ-2110" и "ВАЗ-21102". Их было выпущено около 116 и 320 тыс. соответственно, причем карбюраторный "ВАЗ-2110" производился раньше других, поэтому и представлен в достаточных количествах более старыми годами выпуска. Автомобилей "ВАЗ" моделей "2111", "2112", "21103" произведено на текущий момент почти равное количество, примерно по 100 тысяч экземпляров.
Стоимость подержанной "десятки" от типа кузова и двигателя зависит совсем незначительно. Разброс цен при этом находится в пределах 2-4 тыс. руб. Средняя стоимость автомобилей этого семейства на вторичном рынке Тольятти находится сейчас на следующих уровнях: 1997 года выпуска - 110 тыс. руб., 1998 года - 120 тыс., 1999 года - 130 тыс., 2000 года - 142 тыс., 2001 года - 155 тыс.
В Москве цены на подержанные, так же как и на новые "ВАЗы", на 6-8 тысяч выше. По годам выпуска наибольшее количество предложений составляют автомобили 1999 и 2000 годов. То есть владельцы автомобилей начинают избавляться от своих машин в 2-3-летнем возрасте. Кстати, в следующем году, когда на вторичный рынок в массовом порядке хлынут "десятки" 2001 года выпуска, цены на них могут снизиться - по причине того, что именно 2001-й стал годом выхода ВАЗа на проектную мощность и было произведено около 220 тыс. экземпляров.
Стоит отметить, что особой привязанности к автомобилям "десятого" семейства автомобилисты не испытывают. Как только у них появляются деньги на что-то лучшее, они с огромным удовольствием пересаживаются, например, на новые, достаточно дешевые, либо подержанные иномарки подобного класса. Учитывая, что "десятка" в модельном ряду Волжского автозавода сейчас является, как это говорится, "топ-моделью" и чего-либо лучшего и более дорого предприятие в массовом объеме не предлагает, получается, что он теряет клиента навсегда. Вернуть назад к себе автолюбителя, попробовавшего иномарку, ВАЗу вряд ли удастся.
Еще можно отметить тенденцию буквально последних двух лет - автомобилисты перестали бояться правого руля. Статистика ГИБДД показала, что японские праворульные машины более безопасны, чем наши, а уровень надежности и комфорта не сравним с нашими авто. Ко всему этому добавляется и цена, которая для праворульных иномарок в идеальном состоянии сравнима с "ВАЗами". Согласно проводящимся опросам 24,8% владельцев "Жигулей" недовольны своей машиной, еще 38,8% не совсем довольны. И только лишь 28,1% полностью удовлетворены своим российским четырехколесным другом. А основными недостатками волжских автомобилей владельцы считают низкое качество (31,9%), ненадежность (19,7%), недостаточный комфорт (15,1%), высокую цену (13,5%), плохой сервис (10,5%), внешний вид (7,8%). В самом же автомобиле больше всего нареканий по качеству у потребителей вызывает: салон (22,8%), электроника (21,6%), кузов (19,1%), ходовая, двигатель и коробка передач (по 11,1%).
Печальные выводы
Если подводить итог всему вышесказанному, то четко обрисовывается не самая радужная перспектива. Большинство автовладельцев не пылают излишней страстью к российским машинам, и к "ВАЗам" в частности. Причем многие просто вынуждены ездить на волжских машинах только по той причине, что на большее у них нет денег. Правда, до 1 октября, когда вступят в силу новые пошлины на иномарки, будет происходить бурный рост рынка подержанных иномарок. Во всяком случае, ряд экспертов уже отмечают такую тенденцию, указывая на то, что потом возможность купить достаточно дешевую иномарку в хорошем состоянии появится очень не скоро. Однако и в дальнейшем новые российские машины не будут пользоваться популярностью среди автолюбителей. Постепенный рост цен на эти модели приведет к тому, что большинство потенциальных покупателей предпочтут рынок вторичных автомобилей, где расценки будут намного ниже заводских.