0
1117
Газета Экономика Интернет-версия

13.09.2002 00:00:00

Гохран должен быть вне рынка

Тэги: гохран, кудрин


гохран, кудрин

Сегодня состоится заседание комиссии правительства по алмазо-бриллиантовому комплексу, которое пройдет под председательством вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина. Основной вопрос - либерализация рынка алмазов. До сих пор важные регулирующие функции по работе этого рынка принадлежат Гохрану. Еще месяц назад вице-премьер заявил, что кандидатура руководителя Гохрана уже согласована с премьером. Раньше это учреждение по совместительству возглавлял заместитель министра финансов. Теперь эти должности будут занимать разные лица. Однако назначения до сих пор не состоялись, как и не опубликован обещанный указ о либерализации алмазного рынка. Понижение статуса Гохрана Алексей Кудрин объясняет тем, что его роль в поддержке российских предприятий, добывающих драгоценные металлы и камни, уменьшилась. Но он по-прежнему остается государственным унитарным предприятием, подчиненным Минфину.

Преобразования в Гохране давно назрели. Вопрос не в его статусе, а в функциях, которые в принципе несовместимы. Он служит хранилищем уникальных предметов и изделий, являющихся национальным достоянием: ювелирных украшений, очень крупных самородков драгоценных металлов и камней. К тому же в нем хранится государственной стратегический резерв драгметаллов и драгкамней. Вполне очевидно, что эти функции Гохрана никак не вяжутся с его коммерческой деятельностью на рынке этих товаров, даже если он является государственным унитарным предприятием.

Кроме того, непонятно, о каком резерве идет речь. Если о запасах на случай чрезвычайной военно-попитической ситуации, то у нас есть для этих целей Росрезерв. Алексей Кудрин отнес запасы драгоценных камней и металлов Гохрана к финансовому резерву правительства. Едва ли можно найти развитую страну, в которой правительство, а не Центральный банк формировал бы такие запасы из подобных товаров. При залоге их принимают с большим дисконтом относительно рыночной цены. Драгоценные камни и металлы являются слаболиквидными, то есть для их реализации нужно время. Выброс их на рынок в больших объемах может спровоцировать падение цен. Стоимость подобных товаров сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка. Не случайно даже центральные банки европейских стран в последнее время освобождаются от запасов такого металла, как золото.

Весьма своеобразно Гохран выполнял функцию по поддержке российских производителей драгметаллов и драгкамней. Если он и закупал золото, то только у коммерческих банков, а собственно золотопромышленники от него денег не видели. Такая система вынуждала последних пополнять свои оборотные средства за счет кредитов по коммерческим ставкам. В результате добыча резко падала до тех пор, пока финансовые группы не подчинили себе золотодобывающие предприятия. Банки же для реализации металла на рынке внутреннем и внешнем в посредничестве Гохрана не нуждаются.

Вообще так называемая поддержка Гохраном производства драгметаллов и драгкамней больше соответствовала его коммерческой деятельности. Экономическая эффективность такой поддержки базировалась на законодательных ограничениях их оборота - он до сих пор существенно зарегламентирован. Коммерческая деятельность Гохрана, о развитии которой мечтал последний его руководитель - заместитель министра финансов Валерий Рудаков, сдерживалась резким сокращением бюджетных ассигнований на государственные закупки драгметаллов и драгкамней. Так, алмазы в последние годы им практически не закупались.

Здесь важно отметить, что сейчас Гохран не только имеет право "первой руки" при закупке, например, драгкамней, но наделен функциями ценового контроля торговых сделок их производителей. Совершенно очевидно, что если бы предложение Валерия Рудакова получило поддержку в правительстве, то в этих условиях возможности повышения экономической эффективности коммерческой деятельности вверенного ему учреждения стали бы безграничны. Опасения не лишены оснований. Алексей Кудрин, комментируя планы правительства, заявил, что Гохран должен стать одним из операторов российского рынка драгоценных камней и металлов и будет обеспечивать его стабильность.

Участником рынка он может стать, но то, что его действия будут способствовать стабилизации рынка, весьма сомнительно. Запасы драгоценных металлов и камней в Гохране за 90-е годы заметно истощились, за исключением, может быть, металлов из группы платиноидов. Но этот рынок в последние годы был значительно подорван правительственной политикой квот. Гохран не имеет значительных оборотных средств, своей маркетинговой и сбытовой служб. Вся его конкурентоспособность может базироваться только на законодательных ограничениях операций с драгметаллами и драгкамнями для негосударственных структур.

Возникает множество вопросов. Сохранятся ли привилегии Гохрана по закупкам и по ценовому контролю торговых операций других участников рынка? Как можно держать государственный финансовый резерв в коммерческой организации, которая торгует тем, что и хранит? Причем оценка такого товара, как драгкамни, весьма субъективна, но ее в обоих случаях производят эксперты, которые находятся в штате коммерческой организации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
730
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2468
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1659
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1279

Другие новости