Либерализации рынка газа не будет. Уже сейчас можно предположить, что намеченное на декабрь этого года представление в правительство соответствующей концепции, которая сейчас разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли, передачей документа и ограничится. "Рассмотрение этой концепции все откладывается и откладывается, и я боюсь, что в этот раз опять отложат", - заметил недавно заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов. Что неудивительно. Ведь в последний предвыборный год никто не рискнет проводить масштабные эксперименты с денежными потоками крупной организации, которая может профинансировать будущую политическую кампанию. Так что либерализация газового рынка скорее всего ограничится решением только тех проблем отрасли, которые нельзя не решить, например, созданием газовой биржи, а также дополнительными преференциями "Газпрому". Не случайно зампредправления компании Борис Юрлов недавно отметил, что обсуждает с министром экономического развития и торговли Германом Грефом возможность повышения газовых тарифов на значительно большую величину, чем 20%. Что же касается пересмотра взаимоотношений "Газпрома" и независимых производителей голубого топлива, то оно будет происходить в рабочем режиме. Нефтяники уже зачастили в офис отечественного монополиста на улице Наметкина.
Постановление правительства о создании биржи для торгов газом по нерегулируемым ценам может быть подписано в конце сентября-октября. Об этом заявил "НГ" Александр Рязанов в ходе недавнего празднования 30-летия Надыма и "Надымгазпрома". Проект этого документа уже был направлен Минэкономразвития на согласование в заинтересованные министерства и ведомства. "Честно говоря, мы ожидали, что замечаний практически не будет, но они появились", - говорит Александр Рязанов. По его словам, сюрпризом было то, что особо отличилось в данном случае Министерство энергетики: "Они предлагают такие поправки к этому постановлению, которые, на наш взгляд, полностью переворачивают его смысл". Например, в первоначальном варианте постановления предполагалось, что "Газпром" ежегодно будет иметь квоты на реализацию газа по свободным ценам. На следующий год эта квота закладывалась на уровне примерно 5% от добычи газа компанией (примерно 25 млрд. кубометров). Постепенно эта квота должна возрастать, и, таким образом, "Газпром" перешел бы к полностью нерегулируемому рынку по крайней мере для промышленных потребителей. Минэнерго, по словам Рязанова, с такой схемой не согласилось.
Кроме того, "Газпром", являющийся основным поставщиком газа, хотел бы стать организатором будущей биржи и даже получил на это согласие со стороны Минэкономразвития. Но сейчас началось своего рода "перетягивание каната": многие структуры, в том числе и Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), хотят стать площадкой для будущей биржи. Что "не очень правильно", с точки зрения Рязанова. "Задача ФЭК - регулировать тарифную составляющую цены на газ, а не организовывать торги топливом", - считает он. При этом само желание иметь биржу "близко" или "в самом "Газпроме" мотивируется компанией необходимостью "жесткой связи" с Центральным диспетчерским управлением. Сейчас концерн специально разрабатывает компьютерную программу, которая "будет достаточно быстро показывать", где есть свободные мощности для транспортировки газа, а где нет. Кроме того, "Газпром" ведет консультации с независимыми производителями сырья и пытается привлечь их к финансированию работ по созданию биржи.
Однако даже если правительственное постановление и будет подписано в названные Рязановым сроки, реально биржа сможет заработать лишь в начале будущего года. Ведь все поставки газа на четвертый квартал строго расписаны между потребителями. Что же касается либерализации, то, по мнению зампреда правления "Газпрома", "сейчас идет определенная путаница в терминах". "Когда мы говорим о концепции либерализации рынка газа, то подразумеваем его продажу по свободным ценам, а очень много других организаций и ведомств связывают это понятие с реформированием "Газпрома" и утверждают, что нельзя сделать одно без другого. На наш взгляд, это вещи абсолютно разные. Но сейчас реформированием "Газпрома" занимаются все кому не лень. А мы бы считали, что надо в первую очередь сделать так, чтобы цена внутри России соответствовала хотя бы себестоимости добычи газа, а уже потом думать о всех остальных делах", - считает Александр Рязанов.