Сегодня, согласно графику рассмотрения проекта бюджета Российской Федерации на 2003 год в первом чтении, состоится расширенное заседание подкомитета Государственной Думы по бюджету и бюджетному законодательству. На нем будут рассмотрены базовые макроэкономические показатели, заложенные при формировании проекта федерального бюджета на следующий год. В пятницу подкомитет продолжит обсуждение, но уже касательно доходной части главного финансового документа страны и распределения доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы России. А в начале следующей недели рассмотрение документа должно быть завершено.
Профильный комитет по бюджету и налогам планирует приступить к рассмотрению проекта главного финансового документа страны 18-19 сентября и позже представить свое заключение по нему для внесения в Совет Государственной Думы. На пленарном заседании депутатов бюджет-2003 будет рассмотрен 25 сентября, но уже сейчас очевидно, что он мало чем отличается от аналогичных документов 2001-го и 2002 годов и обладает теми же минусами и недочетами, что и его предшественники.
В основном бюджет-2003 нацелен на погашение внешнего долга. По мнению депутата Государственной Думы, заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, такая стратегия глубоко ошибочна. Дело в том, что львиную часть госдолга России составляют выплаты Парижскому клубу. А так как деньги у последнего брал бывший СССР, то, по мнению Дмитриевой, правительству России давно следовало если не списать полностью с себя эту сумму, то хотя бы частично реструктурировать ее. В связи с тем, что в 2001-2002 годах благополучная экономическая конъюнктура не была использована должным образом и, вместо того чтобы быть направленными на решение внутригосударственных проблем, огромные суммы из казны уходили на погашение выплаты задолженности, российские бюджетники и по сей день находятся в катастрофическом положении. Обеспокоенность вызывает тот факт, что проект бюджета на следующий год, как и два его предшественника, страдает перекосом налогов в пользу Центра, а следовательно, в ущерб субъектам.
Руководитель депутатской группы "Регионы России" Олег Морозов считает, что проект бюджета на 2003 год является самым "неприятным" за последние несколько лет. Он считает, что у нас были хорошие темпы роста, профицит, сформировали резервы благодаря ценам на нефть, но когда из бюджета изымаются 17 миллиардов долларов, ситуация страны более развитой, чем Россия, становится напряженнее. По его словам, сейчас в Госдуму внесен проект бюджета кризисной экономики - не инвестиционной, а потребительской. Документ не позволяет реально маневрировать ресурсами и приводит к сокращению - с учетом инфляции - расходов по некоторым статьям. Как и Дмитриева, Морозов высказывает несогласие с региональной составляющей бюджета, говоря о сохранении так называемой "феодальной" ситуации, "когда оптом - в Москву, а в розницу - регионам". И такое положение дел сохранится до тех пор, пока законодательно не будут четко разделены обязательства и права Центра и регионов. Однако, резюмируя свои высказывания по документу, депутат отмечает, что, несмотря на то что федеральный бюджет на 2003 год, может быть, и самый напряженный в данном цикле, все же условия для его исполнения в целом благоприятны. Между тем претензии руководителя "Регионов России" не помешают ему поддержать проект главного финансового документа 25 сентября, поскольку его "заворот" может привести к политическому кризису.
Необходимо отметить и то, что в этом году правительство усовершенствовало процедуру подготовки проекта документа и впервые за всю историю России внесению бюджета в первом чтении предшествовали два месяца обсуждений его депутатами, думскими группами и фракциями. Поэтому прохождение правительственного проекта скорее всего будет достаточно легким, хоть и не настолько безоблачным, как рассчитывают на то Минфин и правительство.