Развитие легкой промышленности, торговли предметами гардероба напрямую зависит от того, сколько может потратить на одежду потребитель. И, как утверждают социологи и маркетологи, анализирующие различные группы потребителей, статистика бедности совпадает с количеством плохо одетых людей на улицах. Так что, сколько бы ни писали газеты про рост числа бутиков и появление новых тенденций у потребителей раскрученных торговых брэндов, все это относится приблизительно к 1,5-2% населения. Причем отечественные производители одежды сейчас только пытаются определить, занять и отстоять свою нишу на рынке одежды.
Если данные о потребительских доходах и предпочтениях расположить в виде пирамиды - получится следующее. По данным специализированного информационного портала легкой промышленности, нижний уровень потребительской пирамиды занят в основном дешевыми, низкокачественными импортными товарами, "серым", полулегальным импортом, поставленным иногда по демпинговым ценам. Здесь засилье дешевых иностранных товаров, товаров низкого качества и, соответственно, теневых продавцов. Нижняя группа охватывает около 30% населения, а это примерно 45 млн. человек. Отечественная легкая промышленность производит крайне необходимые товары, которые из-за низкого платежеспособного спроса основной части населения не всегда находят своего покупателя. Ведь подчас получается, что для первой категории покупателей продукция многих российских производителей слишком дорога, а более обеспеченные покупатели могут позволить себе нечто более престижное.
Ко второму уровню можно отнести население с доходами от 1 до 7 прожиточных минимумов. Это основная группа потребителей. Объем этого сектора рынка значительный. Здесь сосредоточены и основная часть работающего населения, и основной платежеспособный спрос, - есть за что побороться предприятиям легкой промышленности. Здесь сосредоточены очень разные группы населения: люди, идущие в авангарде моды, и одновременно консервативные потребители, воспитанные на ностальгии к советским товарам. И пока эта категория потребителей остается самой высокой - с точки зрения доходов - для российских производителей.
Третий уровень потребительской пирамиды предполагает, что доходы на одного человека превышают семь прожиточных минимумов. По мнению социологов, такие потребители начинают искать, фантазировать, пробовать, в том числе и в части своего гардероба. Однако за малым исключением российская легкая промышленность не выходит на этот уровень более высоких доходов. Тем более недоступным для нее оказывается четвертый уровень потребительской пирамиды, который охватывает примерно 1,5-2% населения. Здесь предполагается наличие у потребителей амбиций, потребности в самоутверждении, тугого кошелька и далеко не всегда высокой культуры. Тут уже отечественная легкая промышленность пасует еще и потому, что просто не имеет традиции удовлетворять эксклюзивные потребности, воспитывать хороший вкус и одновременно работать вполне легально и исправно платить все российские налоги. Так что этот сектор практически монопольно находится в руках иностранных производителей.
Особенно остро проблему нехватки адекватной одежды отечественных марок осознали торговцы. Как только началось развитие розничных сетей продаж, желающих торговать не только едой, но и вещами, выяснилось, что российских поставщиков недорогой одежды массового спроса найти практически невозможно.