Последние несколько лет отчетливо прослеживается тенденция к укрупнению российских страховых компаний. Если в 1999 году лишь 19 страховщиков имели уставной капитал более 100 млн. рублей, то к началу 2002 года этот рубеж перешагнули уже 54 компании. Эту тенденцию, во многом обусловленную приходом в страховой бизнес крупных инвесторов, эксперты считают одной из знаковых - наряду с увеличением на рынке доли крупных компаний. Ключевым инструментом удержания своих позиций на рынке для страховщиков становятся создание страховых пулов и альянсов. А в числе причин, заставляющих российских страховщиков в последнее время быстрее накачивать мускулы, наблюдатели называют неопределенную позицию правительства России в отношении страхового сектора национальной экономики.
Аналитики и участники рынка рассматривают укрупнение страхового бизнеса как позитивную тенденцию. Генеральный директор компании "Центр-Брокер. Страховые консультанты" Сергей Пучков полагает, что на рынке сегодня присутствует неоправданно большое количество страховых компаний, подавляющее большинство которых не удовлетворяет даже минимальным требованиям надежности. Слияние капиталов - единственный способ противостоять западным страховщикам, все сильнее интересующимся нашей страной.
Тем временем консолидации национальных страховых операторов парадоксальным на первый взгляд образом способствует отсутствие у правительства четкой стратегии развития страхового рынка.
"Отсутствие внятной позиции правительства в вопросах перспектив развития финансовых рынков, включая страховой, как ни странно, оказывает неплохую услугу, заставляя страховщиков интенсифицировать усилия по консолидации активов, - считает депутат Государственной Думы Константин Ремчуков. - На финансовых рынках в условиях глобализации и снижения цены услуг вследствие конкуренции как нигде ключевым направлением эволюции является укрупнение бизнесов через слияния, поглощения и партнерские соглашения".
Правительственной стратегии развития страхового рынка, несмотря на все декларации, пока нет. Как известно, в целом одобрив "Концепцию развития страхования в РФ в 2002-2006 гг." еще в апреле 2002 г., правительство отвело на ее окончательную доработку и утверждение месяц. Прошло четыре месяца, а доработанная концепция до сих пор не утверждена, застряв где-то в недрах правительственного аппарата. Согласно этому документу, "меры государственного регулирования страховой отрасли призваны не допустить утрату долгосрочных инвестиционных ресурсов, необходимых для развития экономики страны, и потерю контроля государства за движением значительных финансовых средств". А при рассмотрении вопросов интеграции России с международными финансовыми и торговыми организациями, согласно Концепции, "основополагающим принципом является поэтапная либерализация в соответствии с приоритетами и уровнем развития отдельных секторов национального страхового рынка".
Эти и другие положения Концепции, оговаривающие меры по защите российского страхового рынка, должны воплотиться в нормы федеральных законов. Уже в октябре Дума должна приступить к рассмотрению поправок к Закону "Об организации страхового дела в РФ". С учетом этих обстоятельств становится абсолютно прозрачной природа странной пробуксовки принятого уже, казалось бы, правительством решения. Похоже, что лоббисты иностранного страхового капитала, не сумев провести полное открытие рынка для западных компаний через Концепцию, намерены сделать это напрямую через федеральные законы, отредактировав Концепцию задним числом.
Таким образом, в ситуации с Концепцией правительство оказалось в довольно щекотливом положении. Не имея смелости публично сформулировать стратегию развития страхового рынка, оно само создает почву для лоббистских действий со стороны проводников интересов западного капитала.