Борьба за пересмотр законов, отвечающих за порядок недропользования, выходит на финишную прямую. До 1 октября правительство должно рассмотреть проект Кодекса о недрах. Как сообщил вчера первый замминистра природных ресурсов Виталий Караганов, этот документ его ведомство внесло на рассмотрение кабинета министров еще 30 августа и надеется, что до конца года Кодекс будет принят. Кроме того, альтернативные подходы к формированию недропользовательского законодательства были разработаны комиссией Госсовета (под руководством губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко) и в президентской администрации (Концепция, подготовленная комиссией по разграничению полномочий Дмитрия Козака).
В принципе против того, что пересмотр (или по крайней мере кодификация) действующего законодательства просто необходим, не возражает никто. Например, как заявил на днях губернатор Филипенко, за последние пять лет налоговое законодательство нефтяной отрасли (в недропользовании) было изменено 50 раз: 36 раз законами и остальные 14 раз подзаконными актами, то есть решениями правительства. А для нефтяной отрасли это минимальный срок, за который инвестиции начинают приносить отдачу. "Только сумасшедший инвестор пойдет работать в таких условиях", - считает губернатор. А как отмечают в Минприроды, развитие ситуации в недропользовании за последние 10 лет показало, что "рынок не смог отрегулировать все сам", как предполагалось. Сейчас более 80% из разведанных во времена СССР запасов находятся в частных руках, а резерв либо минимален, либо попросту отсутствует. И сейчас, по словам Караганова, необходима единая государственная политика в сфере недропользования.
Это очень хорошо видно даже по отношению к существующим запасам минерального сырья, практически половину из которых сегодня добывать экономически невыгодно. Как пояснил первый замминистра, эти запасы, обнаруженные еще в советские времена, были включены в ресурсную базу в совершенно других экономических условиях. Тогда ставка рентабельности устанавливалась на отметке в 8% - сейчас все иначе. Поэтому, с одной стороны, Минприроды намерено до конца будущего года завершить начатую недавно переоценку балансовой принадлежности по основным видам минерально-сырьевой базы. Ведь все, чем министерство пока располагает в этой связи, - это экспертные оценки. В итоге запасы будут разделены на стратегические (предназначенные для использования в ближайшие десятилетия) и пассивные (переведенные в разряд долгосрочных запасов). В качестве примера можно привести уголь, по запасам которого Россия занимает второе место в мире после США. Сейчас они оцениваются в 198 млрд. тонн. Однако, по словам Караганова, даже нескольким последующим поколениям потребуется лишь около 50% этого объема.
С другой стороны, в МПР считают, что проблема месторождений, которые "невыгодно разрабатывать", может быть решена и законодательно. Во-первых, компании, которые берут лицензии впрок и не ведут работ по обустройству месторождений, должны платить своего рода неустойку. Но и само государство должно быть несколько гибче. Чтобы заинтересовать недропользователя, властям уместно и "правомерно", по словам Караганова, говорить о концессии.
Кроме этого благоприятного для сырьевых компаний положения в Кодексе о недрах закрепляются льготы при получении лицензии на разработку участков недр для компаний, осуществлявших там разведочные работы за свой счет. Также в новом кодексе предусмотрена возможность расширения лицензионного участка недр: в случае открытия нового месторождения с уже разработанным участком, эксплуатация которого производится уже давно, и инфраструктура налажена, вновь открытый участок может быть предоставлен компании, ведущей добычу на уже разработанном участке.
Причем многие из положений законопроекта уже вызывали резкую критику. Например, губернатор ХМАО Александр Филипенко даже считает, что разработчики кодекса просто "зашли в тупик". По его словам, "появившиеся в последнее время теории замены лицензирования на нечто другое - аренду или концессию - не что иное, как попытка нарушения Конституции". Ведь и то и другое означает "переход на гражданско-правовые отношения", недра могут использоваться как залог или как имущество, считает губернатор. Хотя по Конституции "недра принадлежат российскому народу".