Вчера в Геленджике (Краснодарский край) начала работу четвертая международная выставка "Гидроавиасалон-2002". Это единственный в мире специализированный форум по гидроавиации, который, по оценке специалистов, уже пережил кризисный этап развития и вновь обретает популярность и в России, и в мире. Для этого есть несколько причин. Во-первых, рост числа чрезвычайных ситуаций на море и в прибрежных районах, где невозможно или невыгодно применение авиации сухопутного базирования. Во-вторых, увеличение пассажирских перевозок в островных регионах.
Наконец, гидросамолеты в наиболее "пожароопасных" странах признаны самым эффективным средством борьбы с огнем в лесах. По оценке экспертов, угроза природных пожаров постоянно возрастает на фоне потепления климата на планете. Многие регионы нашей страны уже давно ощущают опасность лесных пожаров. В этом году эта угроза со всей очевидностью проявилась в Москве.
Справедливости ради надо заметить, что отечественными учеными эта угроза была осознана давно. В свое время ГосНИИ гражданской авиации провел исследование, из которого следовало, что 55-60 современных противопожарных самолетов смогут полностью решить проблему борьбы с огнем в лесах России. Именно тогда появилось техническое задание на самолет-амфибию Бе-200. После образования МЧС аналитики предложили создать на его базе многоцелевой самолет, способный выполнять функцию и пожарного, и спасателя. Используя концепцию мобильной чрезвычайной авиации, с наиболее опасными пожарами в России смогут справиться не более 15 Бе-200. Учитывая недостаток средств, министерство заказало лишь 7 таких машин, которые будут построены до 2005 г.
С Бе-200 связана и главная новость "Гидроавиасалона-2002": накануне открытия выставки в Геленджик прилетел первый серийный самолет этого типа. Первый Бе-200 ЧС поднялся в воздух 27 августа в Иркутске, успешно выполнил испытательные полеты, перелетел в Таганрог, где прошел боевое крещение на воде. Однако успеть на тушение нынешних пожаров машина, за один полет выливающая на лес 12 т воды, не успеет. Пройти сертификацию она сможет лишь в начале 2003 г. и будет сдана авиационным подразделениям МЧС в середине 2003 г.
По своей производительности при тушении пожаров Бе-200 в 3 раза превосходит наиболее распространенный зарубежный самолет-амфибию CL-415. Именно поэтому новой машиной заинтересовались в ряде европейских стран. Соответствующие переговоры в настоящее время ведутся с концерном ЕАДС. По словам генерального директора Иркутского авиационного производственного объединения Алексея Федорова, серийный выпуск Бе-200, в частности его пассажирского варианта, может быть налажен на Западе, где сегодня нет современной машины подобного класса.
Среди новинок выставки в Геленджике - 6-местный самолет амфибия СА-20П. От своего прародителя - Бе-103 - машина отличается отечественным двигателем, что делает ее более доступной для российских покупателей. Первый полет новой амфибии намечен на октябрь 2002 г.
Всего в салоне участвуют более 120 фирм из России и восьми иностранных государств. Выставка продлится до 8 сентября. Особую привлекательность ей придают показательные полеты, в которых помимо таганрогских самолетов-амфибий Бе-200, А-40, Бе-12П-200 участвуют пилотажные группы "Стрижи" (МиГ-29) и "Русские витязи" (Су-27). При этом, поскольку пилотажная зона размечена над геленджикской бухтой, выступления истребителей эффектны и безопасны для многочисленных зрителей.