"Газпром" собирается потеснить нефтяников на рынке автомобильного топлива. Для этого газовой монополии нужно только дождаться того времени, когда черного золота станет меньше. По самым осторожным прикидкам авторов национальной энергетической стратегии, снижения нефтедобычи можно ожидать уже в течение ближайших 20 лет. Поэтому уже сегодня "Газпром" лоббирует перевод автотранспорта на использование газового топлива.
Вчера в офисе газовой монополии состоялось расширенное заседание правительственной комиссии по использованию природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива. По его результатам было решено доработать и представить на рассмотрение кабинета министров проект концепции развития в этой сфере, а также обратиться в Госдуму с просьбой завершить работу над законопроектом "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива". Этот закон, как отмечают в компании, уже не первый год "забадывается" нефтяными лоббистами.
По словам зампреда правления компании Богдана Будзуляка, уже "сегодня "Газпром" готов перевести на природный газ более 80 моделей автомобилей". По его мнению, уже через 8-10 лет в стране будет ощущаться явный дефицит нефтепродуктов. И связано это с увеличением количества автомобилей, которое происходит на фоне падающей добычи черного золота. Кроме того, замена нефтепродуктов газом позволит снизить зависимость экономики России от нефтепродуктов и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
В цифрах планы газовой монополии выглядят следующим образом. Реализация проекта приведет к тому, что в 2015 году объем замещения нефтяных видов моторного топлива составит 1,5-1,7 млн. тонн в год, в 2020 году - 2,1-2,3 млн. тонн. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами в 2015 году снизятся на 750-850 тыс. тонн, в 2020 году на 1-1,2 млн. тонн.
Разумеется, и затраты на это требуются немалые. Только на первом этапе реализации готовящейся пока концепции - с 2003 по 2005-й - общий объем инвестиций в газификацию автотранспорта должен составить 3,86 млрд. руб. В частности, из средств федерального бюджета "Газпром" планирует привлечь 73,1 млн. рублей, из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 1,725 млрд. и столько же из внебюджетных источников. За эти три года парк автотранспортных средств, работающих на природном газе, планируется увеличить на 35-40 тыс.: на 1 января 2006 года он должен составить 65-70 тыс. Второй этап реализации газомоторного проекта "Газпрома" предусматривает дальнейшее развитие сети стационарных и мобильных средств заправки автотранспорта природным газом. Причем развитие сети будет проходить как в России, так и в странах СНГ. Это обеспечит внутригородские, междугородние и международные грузовые и пассажирские перевозки на природном газе. Ведь попутно газовая монополия участвует в реализации разработанного Европейской экономической комиссией ООН проекта "Голубой коридор". Согласно этому проекту, к 2010 году на газовое топливо планируется перевести 10% автотранспортных средств международного сообщения.
В целом же с 2006 по 2010 год "Газпром" планирует увеличить количество транспорта, работающего на природном газе, на 120-140 тыс. И к 2011 году этот показатель возрастет до 190-210 тыс. На заключительном этапе - в 2011-2020 годах - парк автомобилей, работающих на природном газе, должен быть увеличен до 1 млн., а число заправочных станций должно составить более тысячи. Газовым оборудованием в основном будут оснащены малотоннажные и легковые автомобили.
Не исключено, что в реализации нефтезамещающих планов "Газпрома" примут участие многие российские банки. Кстати, на днях председатель правления газовой монополии Алексей Миллер встретился с председателем правления Межпромбанка Сергеем Веремеенко и членом Совета Федерации Сергеем Пугачевым. На этой встрече была достигнута договоренность о подготовке масштабного соглашения, расcчитанного на период до 2005 года. По словам представителей "Газпрома", Межпромбанк выразил заинтересованность в финансировании следующих направлений деятельности компании: формирования запасов газа на осенне-зимний период, создания системы расчетов с покупателями газа в странах СНГ, реструктуризации кредиторской задолженности, организации поставок оборудования и автотехники на основе лизинговых схем и создании биржи топливно-энергетических ресурсов.