Межбанковский "мятеж", начавшийся во время визита председателя правительства Михаила Касьянова в Китай, похоже, жестоко подавлен. По крайней мере, внешне.
Ровно через неделю после неприятного скандала первый заместитель председателя Внешэкономбанка Николай Косов сообщил, что к настоящему времени ВЭБ и Внешторгбанк согласовали перевод активов на сумму 340-350 млн. долл. из ВЭБ в ВТБ. В ВТБ передаются активы, связанные с осуществлением коммерческой деятельности ВЭБа и не связанные с выполнением им функций агента правительства по обслуживанию внешнего долга и межправительственных соглашений. По словам Косова, объем коммерческой части бизнеса ВЭБа в целом оценивается в 700-800 млн. долл. Такая демонстрация беспроблемности процесса реструктуризации Внешэкономбанка состоялась как нельзя более своевременно.
Напомним, согласно правительственному решению на базе собственно ВЭБа должно быть создано агентство по обслуживанию государственного внешнего долга, а вся коммерческая деятельность банка должна быть передана ВТБ до конца 2002 года. Все бы хорошо, но в ходе визита премьер-министра Михаила Касьянова в Китай председатель ВЭБа Владимир Чернухин объявил, что никто не собирается заставлять коммерческих клиентов "покинуть банк". Кроме того, Чернухин сообщил, что его учреждение является агентом правительства, а значит, ему "надо также выполнять ряд банковских функций". Фактически решение о лишении Внешэкономбанка функций коммерческого банка, который, кстати, де-юре их никогда и не имел, было дезавуировано. Выступление Чернухина резко контрастировало со словами бывшего председателя Внешэкономбанка и нынешнего руководителя ВТБ Андрея Костина, уверено заявившего, что процесс передачи коммерческих активов ВЭБа будет завершен уже через два месяца. Интересно, что оба банкира обнародовали свое видение дальнейшей судьбы ВЭБа перед одной и той же аудиторией с разницей в полчаса.
Естественно, что такой "разброд и шатание" в банковских рядах, да еще и продемонстрированные во время официального визита главы государства за рубеж, вряд ли порадовали Михаила Касьянова. Тем более что в Китае речь шла о подписании соглашения с Промышленно-торговым банком этой страны о взаимном сотрудничестве.
Естественно, что после таких заграничных "подвигов" российских банкиров было необходимо все-таки привести к общему знаменателю позиции по ВЭБ хотя бы официально, что и было вчера продемонстрировано Косовым.
Вчера же это самое соглашение с Промышленно-торговым банком Китая и было подписано. Документ предусматривает создание базы для осуществления банками совместных программ и проектов в рамках межправительственных соглашений между Россией и Китаем, финансирование торговых операций между российскими и китайскими компаниями, а также участие в совместных российско-китайских инвестиционных проектах. По словам Косова, для Внешэкономбанка подписание соглашение "означает формализацию отношений, которые существовали между ВЭБом и ПТБ Китая на протяжении ряда лет". А само подписание документа будет способствовать продвижению российско-китайских торговых отношений.
Однако кроме официальных версий подписание соглашение свидетельствует о том, что Внешэкономбанк не только отказывается от старых коммерческих клиентов, но и, наоборот, приобретает новые. В проработке между двумя банками уже находится целый ряд важных контрактов по линии межправительственных соглашений между Россией и Китаем на сумму свыше 1 млрд. долл.
ВЭБ вовсю расширяет свою деятельность. Косов также сообщил о том, что в течение осени будет завершена сделка по приобретению контрольного пакета акций Росэксимбанка, в результате которой Внешэкономбанк станет владельцем 95% акций. Напомним, что в настоящее время экспортно-импортный банк полностью принадлежит правительству. Сейчас сделка проходит финальную стадию согласования в Министерстве по антимонопольной политике.
Решение о приобретении Внешэкономбанком дополнительной эмиссии акций Росэксимбанка осуществляется в рамках правительственного решения от 25 октября 2001 года и соответствующих поручений правительства. Целью приобретения допэмиссии акций Росэксимбанка, объем которой эквивалентен почти 50 млн. долл., формально является повышение его капитализации, а также создание условий для более эффективного выполнения им задач, связанных с поддержкой экспортно-импортных операций. Однако фактически правительство просто "спасает" этот карликовый банк, который при этом обладает полноценной банковской лицензией, кстати, отсутствующей у ВЭБа. Такая "нежная привязанность" правительства к, прямо скажем, малозаметному банку заставляет ряд аналитиков делать выводы о том, что в отношении этой кредитной организации у некоторых членов кабинета министров далеко идущие планы. Так, некоторые эксперты считают, что Михаил Касьянов готовит себе "запасной" аэродром в случае своей отставки.