-Евгений Владимирович, вы отвечаете за работу всей почтовой службы России. К сожалению, СМИ не часто уделяют внимание вашей отрасли, о ее нынешнем состоянии известно немного.
- Действительно, внимание к почте невелико. Письма и бандероли доставляются, денежные переводы доходят, почтальоны носят пенсии на дом к старикам. В целом положение в почте более-менее стабильное, поэтому мы - не самый подходящий источник для горячих тем.
- Качество работы почтовой службы далеко от совершенства. Достаточно вспомнить хрестоматийный пример о том, что до революции письмо из Петербурга в Москву шло один день, а ныне может добираться и неделю.
- Несмотря на многочисленные проблемы, положение не настолько критическое, хотя 20% писем действительно приходят с опозданием. Это проблема труднодоступных регионов и отсутствия средств на поддержание должного количества маршрутов перевозки почты и ее обработку.
- Расскажите о других проблемах почтовой отрасли.
- Корни большинства проблем не в почте. Она лишь как калька повторяет экономико-географическое и социально-политическое состояние государства. Понять ее положение возможно лишь в контексте специфики и реальных условий: регулируемые тарифы, не покрывающие себестоимость, с одной стороны, и недостаточное бюджетное финансирование - с другой; из-за низкой заработной платы отток квалифицированных кадров, изношенность транспорта, основных фондов. За последние десять лет объемы почтовых отправлений сократились в несколько раз. Общество меняется, меняется спрос на почтовые услуги, которые сейчас менее востребованы. Но, наверное, ввиду того что отлаженный десятилетиями механизм отрасли надежен и неприхотлив, держится на добросовестных работниках и профессиональных руководителях, оказалось, что почта обладает способностью функционировать даже в самых неблагоприятных условиях.
Почтовая служба находится на попечении государства и финансируется за счет устанавливаемых гостарифов, а нехватка средств компенсируется из бюджета. Это вполне логично - государство обеспечивает необходимые, но не всегда рентабельные нужды общества. Вы что-нибудь слышали о прибыльности пожарной службы, армии или библиотек?
- Значит, почта существует за счет дотаций?
- Обеспечение страны почтовой связью является функцией и задачей федеральной государственной власти, которая утверждает тарифы и различные нормативы. Фактическим заказчиком почтовых услуг является государство, хотя в должной мере затраты бюджет не компенсирует. Поэтому в последние годы почта вынуждена развивать сопутствующие виды деятельности, доходы от которых направляются на почтовую связь. Благодаря этому российская почта выжила, хотя и балансирует на грани рентабельности, но есть и убыточные почтовые организации, вернее, планово-дотационные, например в северных регионах. Но для почты экономический интерес - далеко не самоцель.
- Какова же цель?
- Обеспечить в наше непростое время организации и население огромной страны самыми фундаментальными правами - возможностью отправить письмо, бандероль, денежный перевод, прочитать газету, получить пенсию.
Между прочим, чем выше прибыль захочет получать почта, тем большее бремя ложится на население, которое будет вынуждено оплачивать услуги по более высоким ценам.
- Грядущая реструктуризация почты вызывает множество вопросов. Известно, что ее готовило Минсвязи, причем концепцию, которая обошлась почте в 1 миллион долларов, разрабатывала иностранная компания.
- Что касается концепции, то, не имея возражений против необходимости рыночных реформ, я должен заметить, что она действительно подготовлена иностранной консалтинговой компанией, к сожалению, не слишком вдававшейся в подробности. Собственно, содержательная часть текста концепции, столь важной для 300 тысяч работников почты и всей страны, уместилась всего на 20 страницах. Не было и широкого общественного обсуждения этого вопроса.
- Проект реструктуризации предполагает создание из почты государственного унитарного предприятия. Как я понимаю, оно будет со временем преобразовано в акционерное общество. Ради чего это предлагается сделать?
- Для разгосударствления почты. Кроме этого, очень существенно, что предполагается изменить структуру внутриотраслевых отношений: если сейчас региональные организации имеют хозяйственную самостоятельность, а управление почтой России - процесс коллективный, то после осуществления "рекомендаций" почта всей огромной страны будет подчинена одному лицу в соответствии с уставом унитарного предприятия. Это якобы повысит эффективность управления.
- Существует мнение ряда чиновников, что для того, чтобы улучшить управление, необходимо уволить некоторое число ответственных руководителей в назидание остальным.
- Одна их отличительных черт нашего времени - нехватка квалифицированных кадров, особенно управленцев в госаппарате. А поэтому нет ничего удивительного в карьерных взлетах и падениях. Ответ, видимо, в этом. Отсутствие достаточного опыта, специального образования, несоответствие занимаемой должности, личные неудовлетворенные амбиции к власти, реализация комплексов и негативное отношение к людям в целом приводят к ситуациям, в отношении которых имеет место ваш вопрос.
- Можно ли уже сейчас подсчитать, насколько повысятся доходы почты после реструктуризации?
- Сложно сказать, повысятся ли они вообще. Дело в том, что местные власти, заинтересованные в бесперебойной работе почты, всегда оказывали ей помощь - снижали платежи, предоставляли помещения на льготной основе, выделяли дотации. Но как только зашла речь о создании унитарного предприятия и "централизации финансовых потоков", в регионах задумались. В этом случае помогать бессмысленно - все средства уйдут в Москву. За полгода со времени обнародования концепции количество убыточных управлений федеральной почтовой связи уже возросло с 21 до 36.
Кстати, стоит учесть недавние скандальные разоблачения за рубежом, где именно действия консультантов-аналитиков привели к ряду крупных банкротств и обрушению фондовых рынков. Как бы нам не обрушить почту.
- А что станет с социальными функциями почты, будет ли она в новой ипостаси возить солдатские письма и обслуживать труднодоступные районы?
- Будет, но только в том случае, если государство компенсирует связанные с этим убытки, в чем я сильно сомневаюсь. На мой взгляд, если сейчас бюджет не в состоянии обеспечить даже государственную почту, то коммерческая структура будет последней в очереди за государственными деньгами. Это может обернуться очень серьезной проблемой. Так как по закону коммерческая организация даже в виде ГУПа не может хозяйствовать убыточно.
- Ваше личное мнение: почта должна оставаться государственной?
- На нынешнем этапе, безусловно. Во-первых, сегодня почта полностью удовлетворяет спрос населения и организаций на почтовые услуги. Нет у нашего населения и организаций такой потребности в почте, как за рубежом, где пересылается все - от банковских чеков до рекламы. Какая бы ни стала форма собственности у почты, и ГУП, и АО столкнутся с теми же проблемами, с той же невостребованностью, с которой сталкиваются сегодня государственные учреждения. Но сейчас это социально-ориентированная госструктура, необходимость выживания которой не вызывает сомнения. Во-вторых, ничто не мешает осуществить все предложения иностранных консультантов и сейчас, и даже более эффективно, пользуясь всесторонней поддержкой государства, пониманием и помощью регионов, высоким доверием населения к государственной почте. В-третьих, что мешает, не разрушая существующую и работоспособную структуру, создавать условия для прихода коммерческих организаций в почтовую сферу деятельности, создавать такие организации внутри федеральной почты. И собственный опыт есть, например, российско-французское СП "Гарант-Пост", много лет успешно конкурирующее с DHL и TNT. А в будущем можно будет говорить и о приватизации, но процесс этот должен быть цивилизованный.
Можно поинтересоваться мнением таких известных людей в почте, как, например, бывший первый заместитель министра связи Бутенко Борис Петрович, пользующийся большим авторитетом, в том числе за рубежом, который много сделал для сохранения и развития почты, или Коршунов Валентин Владимирович, весьма уважаемый руководитель, мой заместитель. Этих людей знают почтовики по всей стране. Первоначально идея создания ГУПа с последующим акционированием рассматривалась под их руководством, но при детальной проработке еще четыре года назад была признана нежелательной.
- А как же иностранный опыт, например та же акционированная немецкая почта?
- Нельзя сравнивать. В Германии богатое население, благополучное положение, за сутки-другие можно страну пересечь на поезде, климат мягкий, по прекрасным дорогам почту на "Мерседесах" возят, порядок везде, а у нас?
- А проявляют ли интерес к грядущим переменам на почте авторитетные экономисты-ученые или государственные деятели?
- Да, конечно. Для меня очень важно мнение Ясина Евгения Григорьевича, были обращения в правительство и президенту губернатора Орловской области Строева Егора Семеновича, заместителя председателя Государственной Думы РФ Аверченко Владимира Александровича. Не вызвали восторга иностранные рекомендации на обсуждении в Совете Федераций, где в комитете по промышленной политике мы были подвергнуты резкой критике со стороны председателя комитета Завадникова Валентина Георгиевича и всех без исключения членов комитета.
- Может ли быть допущен к активам почты иностранный капитал? Не получится ли когда-нибудь так, что российская почта незаметно перейдет в руки иностранной компании?
- У государства должно хватить здравого смысла на то, чтобы оставить российскую почту российской, а значит, пока государственной. Цель акционирования всегда одна - привлечение дополнительного капитала. Поэтому у почты действительно может появиться частный собственник, и не обязательно российский. Приватизировать почту, несущую в нашей стране такую социальную нагрузку, - то же самое, что сдать иностранцам отделения милиции.
- Неужели государство пойдет на подобную реформу, ведь она грозит обернуться социальной катастрофой?
- Конечно, не пойдет. Но опасность каких-то ошибочных решений есть. В этом есть еще одна важная проблема. Согласно плану ломка структуры приходится на период выборов, когда почта должна особенно четко работать. И вообще в руках специалистов по избирательным технологиям почта может стать серьезным инструментом влияния на электорат. Российская почта сегодня - это вертикально организованная и хорошо отлаженная система доставки почтовых отправлений и прессы; почтовые работники и члены их семей, составляющие 1 миллион избирателей, около 120 тысяч почтальонов, готовых агитаторов и пропагандистов, 40 тысяч отделений связи. Через почту могут быть организованы сбор и доставка информации, подписей, распространение агитационных материалов, блокирование тиражей газет и журналов. Если почта станет коммерческой, а тем более акционированной, где гарантия, что она не перейдет в собственность и не окажется инструментом прихода к власти в руках тех или иных сил, в том числе иностранных. Об этом необходимо задуматься особо.
- Вы не боитесь высказывать точку зрения, отличную от официальной позиции Минсвязи?
- Нет, конечно, у нас это только приветствуется. Министр - современный человек с демократичными взглядами, к тому же он как государственник заинтересован в конструктивной дискуссии своих подчиненных, в суммировании и учете различных точек зрения. Мы всегда открыто высказываем и отстаиваем свои мнения, хотя, конечно, обсуждения и бывают жесткими - вопросы-то общенационального значения. К тому же президент в ежегодном Послании прямо поставил задачу увеличения открытости деятельности государственных чиновников.
- Ваш прогноз о пути развития почты.
- Создание ФГУП "Почта России" является серьезным шагом, и его интеграция в почтовую систему страны должна быть взвешенной и конструктивной, без элементов конъюнктурности. При формировании структуры национального оператора не обязательно ликвидировать самостоятельность региональных организаций. Эти вопросы еще предстоит решить. Скорее всего структура почты будет развиваться по среднему пути. В перспективе - интеграция в рынок, но сегодня - совокупность ГУПов и ГУ, причем благополучные региональные управления могут быть преобразованы в государственные унитарные предприятия, а планово-дотационные должны остаться в виде государственных учреждений, но главное, их нельзя лишать самостоятельности.
В целом же, учитывая предстоящие изменения структуры федеральных органов власти, вероятнее всего будет создана федеральная служба, которая сможет сконцентрировать усилия исключительно на задачах всех видов почтовой связи в России.