Все знают, что "оптимизация налогообложения" - это не преступление, а разумные действия в рамках цивилизованного бизнеса. По аналогии с этим РАО "ЕЭС России" демонстрирует, как можно "оптимизировать" реформу электроэнергетики. Сейчас энергохолдинг созрел для того, чтобы похвастаться результатами будущей реструктуризации. И эта фраза не столь парадоксальна, как кажется на первый взгляд. Просто энергохолдинг действительно имеет возможность уже сегодня говорить о том, насколько эффективными будут генерирующие компании, которые образуются в результате реструктуризации благодаря слиянию активов нескольких ныне существующих региональных энергосистем. Ведь процесс создания постреформенных генкомпаний был запущен уже давно.
В свое время подобный фокус провернули атомщики в ходе достройки Ростовской АЭС. К тому моменту, когда строительство станции было решено возобновить после многолетней консервации, срок лицензии на ее строительство уже истек. Однако возражения "зеленых" по этому поводу очень быстро затихли. Спорить с доводами восстановителей АЭС оказалось невозможно: до момента, когда новая лицензия была получена, атомщики объясняли, что занимаются обустройством территории, строительством линий электропередачи и прочими важными и нужными вещами, для которых получение разрешительной бумажки совсем не нужно. Точно так же поступило и РАО "ЕЭС".
Какая разница, что пакет законов о реформе электроэнергетики может быть принят не ранее конца этого года, да и то при попутных думских веяниях, и что только к середине прошлого года были утверждены основные положения энергореформы? Еще в 2000 году в РАО запустили (и, судя по всему, оказались правы) процесс создания управляющих компаний. Потом, когда все законодательные формальности будут соблюдены, останется лишь переименовать их в генерирующие компании.
Первым "коллективным управленцем", привлеченным для управления мурманской энергосистемой "Колэнерго", в июне 2000 года стала неаффилированная с РАО компания "ЕСН-энерго". Опыт понравился - ведь доход такой структуры напрямую зависит от улучшения финансовых результатов подконтрольной энергосистемы, - и весной-летом прошлого года были созданы еще пять управляющих компаний, которые теперь уже на 100% принадлежали самому энергохолдингу. Это "Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания" (контролирующая "Самараэнерго", "Саратовэнерго", "Ульяновскэнерго", "Калмэнерго"), Дальневосточная ("Дальэнерго" и ЗАО "ЛуТЭК"), Северная ("Вологдаэнерго", "Костромаэнерго", "Архэнерго") и Кавказская ("Карачаево-Черкесэнерго", "Севкавказэнерго", "Каббалкэнерго", "Ингушэнерго") энергетические управляющие компании, а также ОАО "Управляющая компания Волжский гидроэнергетический каскад".
Как заявил вчера зампред правления РАО Яков Уринсон, управляющие компании были созданы с целью антикризисного менеджмента, а также для подготовки энергокомпаний к реформированию. Сегодня все эти структуры рапортуют об успехах в деле снижения издержек, расчистки задолженностей, оптимизации управления, внедрения новых бизнес-технологий и так далее. Хорошей иллюстрацией является пример Дальневосточной энергетической управляющей компании, которой удалось снизить постоянно растущую до этого дебиторскую задолженность печально известного по последним энергокризисам в Приморье "Дальэнерго" на 15% и не менее злополучного ЗАО "ЛуТЭК" - на 24%.
Последняя из перечисленных компаний была создана ровно год назад. А на одном из недавних заседаний правление РАО приняло решение о формировании еще одной для управления "Тюменьэнерго" и "Курганэнерго", расположенных по соседству и связанных электрическими и долговыми сетями. Дело в том, что энергодефицитная курганская энергосистема вынуждена постоянно покупать электроэнергию у тюменских коллег, которые сегодня являются ее главным кредитором. Руководить управляющей структурой будет менеджмент "Тюменьэнерго". И как заявил Уринсон, на этом перечень энергосистем, нуждающихся в выводе из кризиса, пока исчерпан - больше управляющих компаний РАО "ЕЭС" в ближайшее время создавать не будет.