Второй год подряд на голову правительства сваливается высокий урожай зерновых. В прошлом году правительство не заметило проблемы, так как ситуация разрядилась за счет того, что предыдущие годы были весьма неурожайными и потому было необходимо восполнить переходящие запасы. В этом году пока собрано только две трети урожая, а цены уже упали ниже себестоимости производства зерна. Сельхозпроизводители отказываются его продавать, несмотря на то что необходимо расплачиваться за кредиты на горюче-смазочные материалы и удобрения, взятые под урожай. А еще необходимо финансирование осенних полевых работ и посев озимых.
Гром грянул, и премьер Михаил Касьянов поручил Минсельхозу разработать и представить в правительство программу стабилизации цен на зерно. Поручение явно запоздалое. Впечатление такое, что его заместитель Алексей Гордеев работает совершенно в другом правительстве. Вице-премьер уже не первый год неоднократно озвучивал и проблемы АПК, и подходы к их решению. На днях он заявил, что, "если я ошибаюсь или мои предложения не находят понимания, если мне не хватает профессиональных качеств, чтобы отстоять свою позицию, я действительно готов уйти в отставку".
Сейчас все чаще в прессе появляется критика правительства за то, что в своей экономической политике оно ограничивается контролем нескольких макроэкономических показателей и четко придерживается принципа - государство вне экономики. Не случайно в бюджете-2003 при росте расходов более чем на 10% относительно бюджета-2002 финансирование реального сектора, и без того весьма скромное, сокращается.
Зерновой кризис - прекрасная иллюстрация несостоятельности правительственной промышленной политики. Перспективы решения проблем реанимации реального сектора экономики, в частности российского АПК, в свете насильственного втаскивания страны в ВТО выглядят совсем удручающе. Если в большинстве секторов экономики западных стран государственное участие в поддержке отечественного производителя вычленить сложно, то по сельскому хозяйству признаваться в этом никто из них не стесняется. Там прекрасно осознают социальное и экономическое значение аграрного сектора.
Формы поддержки сельхозпроизводителей в западных странах не являются секретом для нашего правительства. Там только прямые дотации составляют многие десятки миллиардов долларов, в ЕС на это тратят полбюджета - около 60 млрд. евро. В Европе и Северной Америке фермеру гарантирована минимальная закупочная цена основных сельхозпродуктов. С этой целью в США ежегодно закупается до половины урожая пшеницы, кукурузы и сои. А свой рынок они защищать умеют - только появилось в Европе наше и украинское зерно, а Еврокомиссия тут же вводит запретительные пошлины.
А у нас в этом году на все сельское хозяйство отпускается всего 700 млн. долл., а в следующем году еще на 8% меньше. Собственно, на прямую поддержку тратится порядка 250 млн. долл. На финансирование части кредитной ставки коммерческих банков, займы в которых непосильны для крестьянских хозяйств, в этом году выделено всего 1,4 млрд. руб. Алексей Гордеев выразил надежду, что правительство с целью стабилизации ситуации выделит 6-8 млрд. руб. на закупки зерна, то есть на 2-3 млн. т при урожае в 77 млн. Да и откуда взять деньги? Если правительство не залезет в стабилизационный фонд, то аграрники останутся без кредитов, которые необходимы для проведения осенних работ.
Могут ли российские животноводы воспользоваться ситуацией и купить подешевле необходимые им 40 млн. т фуражного зерна? Нет. Животноводы по коммерческим ставкам кредиты не возьмут. А у государства 12-15 млрд. руб. на финансирование процентных ставок для них нет. Даже если бы оно раскошелилось, то и это не спасет мясомолочное производство. Импорт душит отечественного производителя. У нас самый открытый рынок. Запретительные пошлины, как в западных странах, в 170 или 250% у нас немыслимы - максимальная ставка 30%.
Введение квот на импорт из западных стран, в которых в максимальной степени субсидируется продукция АПК, в России запрещено законодательно. Мясо из стран ЕС, экспорт сотен тысяч тонн которого в нашу страну субсидируется специальным решением, всегда будет дешевле отечественной продукции. Правительство много говорит о необходимости развивать конкуренцию, но оно забывает обеспечить для наших производителей равные условия. Этого можно достичь только системой мер - импортные пошлины, квоты, массированные интервенции при падении цен ниже определенного уровня. Все это в активе ЕС и правительств США и Канады, но только не России. Именно поэтому зерновой кризис, подобный нашему, там немыслим.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф - за создание равных конкурентных возможностей различных отраслей экономики. Сетует, что прибыльность в нефтянке 40%, тогда как по промышленности в среднем всего лишь 9%. Видимо, для выравнивания условий конкуренции отраслей налог на прибыль для нефтяников снижают с 35%, а аграрникам повышают с нуля до 24%.
Столь же эффективна денежно-кредитная политика. Для отраслей реального сектора экономики ставки по кредитам в коммерческих банках просто не подъемны при той прибыли, которую они имеют. Повышение покупательной способности рубля привело к росту импорта. Причем он растет почти втрое быстрее, чем ВВП. Сельхозпроизводители протестуют против роста импорта продовольствия, но сами при сильном рубле все больше отдают предпочтение зарубежной технике. Аврально все эти проблемы не решить.
Прокомментировать ситуацию "НГ" попросила экспертов.
Иван Стариков, председатель комитета по аграрной и продовольственной политике СФ
Два приличных урожая в прошлом и в этом году существенно осложнили ситуацию на зерновом рынке, и я предполагаю, что мы стоим на пороге так называемого зернового дефолта. На 1 июля текущего года переходящий остаток составил 12 млн. тонн зерна из урожая прошлого года.
Если цена на зерно не повысится, то производители, которые брали кредиты горючим, удобрениями не смогут выполнить своих обязательств. Поэтому государство, безусловно, должно вмешаться в эту ситуацию, иначе большинство производителей начнут сокращать посевы зерновых.
Желательно провести так называемые закупочные интервенции. Для этого надо миллиардов 15. Необходимо предоставить льготный железнодорожный тариф, для того чтобы постараться вывести это зерно за пределы России. И здесь нужна очень серьезная работа Министерства иностранных дел.
Виктор Семенов, заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы
Впервые со времен царской России идет испытание правительства, страны, экономики на предмет кризиса перепроизводства зерна, но обидно, что наш кризис связан именно с перепроизводством, так как накануне за последние 10 лет мы почти в 2 раза сократили поголовье и крупного рогатого скота, и птицы, и свиней, соответственно резко снизили внутреннее потребление. Поэтому сегодня, ввозя огромное количество импортного мяса, мы имеем кризис перепроизводства зерна. К сожалению, экспортные возможности государства резко упали после распада СССР. Сегодня же есть возможности и для развития экспорта, и для раскрутки внутреннего потребления. Однако для этого нужна достаточно мощная государственная поддержка.
Мы забыли, что наш крестьянин сдерживал цены на импортное продовольствие. Угробив крестьянина, мы потеряем целую сферу жизни, потеряем огромную налоговую базу. Правительство должно было принять решительные меры по защите внутреннего рынка, финансово поддержать сельхозпроизводителя, провести закупочные интервенций. А сейчас время для принятия этих мер мы уже упустили.