Нефтяникам снова напоминают о возможности введения косвенного налога. Недавно "Транснефть" направила в Федеральную энергетическую комиссию заявку о повышении тарифов на свои услуги на 12% с 1 сентября, а ФЭК пообещал рассмотреть ее на одном из ближайших заседаний правления. Как известно, увеличение тарифов на прокачку нефти по системе "Транснефти" не слишком влияет на инфляцию, зато забирает значительную часть прибыли у нефтяных компаний. Таким образом, государство всегда может пойти на введение такого косвенного налога, не опасаясь тяжких последствий. А именно сейчас государство очень нуждается в деньгах на прохождение в 2003 г. пика платежей по долгам зарубежным кредиторам.
Напомним, что последний раз тарифы на услуги "Транснефти" были повышены 6 февраля этого года на 13%. Сама компания предлагала повысить их на 42%. Однако тогда все аналитики сошлись на том, что "Транснефть" вообще не нуждается в столь существенном повышении стоимости своих услуг. Ведь даже до последнего повышения тарифов цены на услуги "Транснефти" вполне покрывали ее издержки на ремонт трубопроводов. Объем прокачки нефти через магистрали монополии увеличился на 8%, а в 2002 г. ожидается рост еще на 7%. Чистая прибыль компании в 2001 г. составила порядка 670 млн. долл., а в этом году выручка должна увеличиться на 29% даже без роста тарифов. Сопоставив все показатели доходности бизнеса "Транснефти", ФЭК пошла лишь на то, чтобы поднять тарифную планку в соответствии с уровнем инфляции.
В этот раз при рассмотрении планов "Транснефти" все может случиться наоборот. Несмотря на то что, начиная очередной раунд пересмотра тарифов, компания в своих предложениях не выходит за рамки инфляции, настроение правительства может измениться. Ведь, несмотря на постоянные разговоры о бюджетном профиците, источников для расчетов с западными кредиторами у кабинета министров не так уж много.
По словам пресс-секретаря Федеральной энергетической комиссии Николая Зайцева, сегодня ФЭК не будет рассматривать тарифную заявку "Транснефти" из-за того, что не все документы были подготовлены в срок. Так что слушания состоятся уже в сентябре. Причем то, что тарифы на услуги "Транснефти" не будут увеличены с 1 сентября, можно прогнозировать с полной уверенностью. В условиях недавнего повышения экспортных пошлин, а также после того, как вчера правительство решило ввести с того же 1 сентября ограничения на вывоз мазута, это было бы совсем негуманно по отношению к нефтяным компаниям. Скорее всего тарифы будут повышены уже в начале будущего года, когда утверждение бюджета пройдет и правительство будет точно знать, сколько денег от нефтяников ему нужно получить.