- С недавних пор в обиходе турфирм появилось новое понятие - деловой туризм. О чем идет речь?
- Порой руководителю предприятия или просто бизнесмену, отправляющемуся в деловую поездку, нелегко сделать выбор в пользу того или иного отеля либо авиакомпании, осуществляющей рейсы в интересующий населенный пункт. Не всегда есть время лично бронировать билеты. Для всего этого существуют компании, специализирующиеся на организации бизнес-туров. Их задача - помочь клиенту избавиться от неоправданной траты времени и средств при организации деловых поездок.
- Как давно существует такой бизнес на командированных в России?
- По сути, деловой туризм существовал всегда или по крайней мере с момента появления путей сообщения. Но если говорить о его существовании в России в качестве бизнеса, то речь идет о последнем десятилетии. После распада СССР "Интурист" и "Спутник" потеряли свою монополию на организацию поездок за рубеж и их место заняли коммерческие структуры.
Вообще же о деловом туризме можно говорить как об одном из экономических феноменов прошлого века. А процесс глобализации мировой экономики и связанная с этим активизация деловых, научных и культурных связей превратили его в одну из ведущих и наиболее стремительно развивающихся отраслей мирового хозяйства. По статистике, ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы. Причем, по статистике, увеличение оборота в сфере делового туризма на 1 миллиард долларов влечет за собой создание более чем 100 тысяч рабочих мест. А теперь представьте себе, сколько человек во всем мире заботятся о том, чтобы ваша деловая поездка прошла в наиболее комфортных условиях.
- Кто и куда, как правило, совершает деловые поездки?
- Если говорить о направлениях бизнес-туризма, то это в основном Европа и Америка. Впрочем, в последнее время внимание российских бизнесменов все чаще стали привлекать и страны АТР: многие государства этого региона переживают экономический подъем и Россия является для них очень интересным рынком сбыта.
Что касается клиентов, то, например, компания "ДАТУМ Менеджмент" ориентируется на обслуживание средних и крупных компаний, для которых деловой туризм стал необходимым инструментом для ведения бизнеса. Кроме того, в числе наших постоянных клиентов есть и спортивный клуб, и представители шоу-бизнеса. Кстати, надо сказать, что бизнес-туризм - это далеко не всегда поездки, связанные с какими-то деловыми целями. Часто руководители, чтобы поощрить своих сотрудников, устраивают корпоративные путешествия просто для отдыха.
- Что вообще входит в набор услуг по организации деловой поездки?
- Постоянная конкуренция между авиакомпаниями, гостиницами, организаторами экскурсионных и бизнес-программ приводит к тому, что уровень комфорта, 10 лет назад доступный лишь избранным бизнес- и просто туристам, сегодня является нормой, невозможность обеспечения которой для компании, работающей в сфере услуг, означает неспособность занимать на рынке сколь-либо серьезные позиции и привлекать необходимое количество клиентов.
Например, наша компания специализируется на организации корпоративных поездок, индивидуальных деловых путешествий, incentive-туров, направленных на продвижение товаров, и того подобного. Мы сотрудничаем с крупнейшими авиакомпаниями мира, что позволяет не только предлагать нашим клиентам билеты на регулярные рейсы, но и при необходимости организовывать чартерные рейсы. Мы в состоянии выполнить любое пожелание нашего клиента: от приобретения билета на регулярный рейс и заказа номера в недорогом отеле до организации VIP-обслуживания, выполнения чартерного рейса по выбранному маршруту и бронирования президентских апартаментов.