Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам июля текущего года. 65 экспертов по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", А.Кондратьев - ИД "Коммерсантъ", Е.Лашкина - "Независимая газета", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных и общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий и PR, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - Аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это "первые лица" коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали "лоббисты-профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки цивилизованного лоббирования.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций.
В июле наиболее интересные изменения произошли в "региональной" номинации. Главным событием, повлиявшим на рейтинг ряда губернаторов, стало решение Конституционного суда, согласно которому отсчет первого выборного срока действующих глав регионов начинается с октября 1999 г. Это позволяет многим из них баллотироваться на третий, а то и на четвертый срок. В результате московский мэр Юрий Лужков, дальнейшая политическая судьба которого больше всего интересовала аналитиков, занял первое место, а рейтинг многих региональных лидеров увеличился. Правда, отсчет сроков выборности губернаторов зависит также от региональных законодательных норм. Поэтому логичен рост рейтинга саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, который по решению областной Думы сможет баллотироваться на свой пост третий раз подряд. А позиции губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева практически не изменились - неочевидно, что Законодательное собрание города разрешит ему избираться еще на один срок.
На этом фоне заметно увеличение рейтинга губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, который поднялся на 6-ю позицию. В его актив можно отнести заключение договора с правительством Москвы об инвестициях в строительство жилья и сети гостиниц в Ярославской области на сумму 130 млн. долл.
Можно также отметить первое попадание в рейтинг пермского губернатора Юрия Трутнева. Его инициатива по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого округа в единый субъект Федерации была поддержана спикером верхней палаты Сергеем Мироновым. Это может быть первым прецедентом в предстоящей волне укрупнения субъектов Федерации.
В номинации "первых лиц" после долгого перерыва в число ведущих лоббистов вернулся министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов. На мнение экспертов, по-видимому, повлияло то, что он возглавил комиссию по реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса". В ведении комиссии, в частности, будет создание оборонных холдингов и концернов.
В этой же номинации впервые появился представитель химической отрасли - Николай Левицкий (МХК "Еврохим"). Не без его лоббистских усилий "Еврохиму" удалось приобрести контрольный пакет акций одного из крупнейших российских производителей минеральных удобрений - новомосковского "Азота", а также литовской компании Lifosa. Последнее приобретение особенно значимо, так как Lifosa, которой до этого владели представители американского капитала, является одним из наиболее современных химических производств в Европе, а Литва стоит на самом пороге вступления в Евросоюз.
В номинации "профессионалов" лидерство сохранил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Об укреплении его "аппаратного веса" говорит избрание Кудрина председателем наблюдательного совета компании АЛРОСА. Некоторые аналитики считают это усилением позиций федерального Центра в борьбе с Республикой Якутия за установление контроля над алмазным монополистом. Ведь раньше в совете было два сопредседателя, представлявших интересы правительств России и Якутии.
Рейтинг министра экономического развития и торговли Германа Грефа, наоборот, снизился. Дело в том, что концепция экономической безопасности России, в том числе вопросы вступления России в ВТО, в соответствии с решением президента РФ Владимира Путина будет согласовываться Минэкономразвития с Советом безопасности. Это, а также назначение заместителем Грефа бывшего заместителя начальника Генштаба Владислава Путилина было расценено некоторыми аналитиками как ослабление позиций министра. Также ухудшились позиции президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского. Снижение его "веса", очевидно, связано с тем, что ФЭП передал свои интернет-проекты, в том числе Страна.Ру и СМИ.Ру, в управление ВГТРК.
Продолжает движение наверх Гарегин Тосунян, возглавляющий Ассоциацию российских банков. В июле он провел ряд встреч в регионах с губернаторами, а также с руководителями местных банков и банковских объединений. При этом решались конкретные вопросы помощи региональным банкам со стороны АРБ, в том числе лоббирования их интересов на федеральном и региональном уровнях.
Лоббисты - первые лица
# |
Ф.И.О. |
В июле 2002 г. |
В июне 2002 г. |
Очень сильная эффективность
1 |
Волошин А.С. (администрация президента) |
4,28 |
4,35 |
2 |
Чубайс А.Б. (РАО "ЕЭС России") |
4,22 |
4,32 |
3 |
Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) |
4,19 |
4,13 |
4 |
Дерипаска О.В. ("Базовый элемент", "Русский алюминий") |
4,17 |
4,26 |
5 |
Евтушенков В.П. (АФК "Система") |
4,08 |
4,01 |
6 |
Фридман М.М. (холдинг "Альфа-групп") |
4,02 |
4,05 |
Сильная эффективность
7 |
Алекперов В.Ю. ("ЛУКОЙЛ") |
3,95 |
3,92 |
8 |
Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати,телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) |
3,87 |
3,90 |
9 |
Ходорковский М.Б. (ЮКОС) |
3,78 |
3,73 |
10-11 |
Вайншток С.М. ("Транснефть") |
3,67 |
3,60 |
10-11 |
Потанин В.О. (Группа "Интеррос") |
3,67 |
3,73 |
12 |
Миллер А.Б. ("Газпром") |
3,43 |
3,40 |
13 |
Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) |
3,40 |
3,35 |
14 |
Костин А.Л. (Внешторгбанк) |
3,34 |
3,22 |
15 |
Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) |
3,32 |
3,35 |
16 |
Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания "Новые программы и концепции") |
3,30 |
3,27 |
17 |
Столяренко В.М. (АКБ "Еврофинанс") |
3,27 |
3,25 |
18 |
Йордан Б.А. (инвестиционный фонд "Спутник", НТВ, "Газпром-медиа") |
3,03 |
3,01 |
Средняя эффективность
19 |
Бородин А.Ф. (Банк Москвы) |
2,95 |
3,30 |
20 |
Клебанов И.И. (Министерство промышленности, науки и технологий) |
2,63 |
2,48 |
21 |
Мисевра О.А. (Сибирская угольная энергетическая компания) |
2,61 |
2,57 |
22 |
Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) |
2,60 |
2,50 |
23 |
Козицын А.А. (УГМК-Холдинг) |
2,58 |
2,55 |
24 |
Левицкий Н.В. (МХК "Еврохим") |
2,55 |
2,44 |
25 |
Коган В.И. (Промстройбанк Санкт-Петербурга) |
2,53 |
2,60 |
Средний рейтинг |
3,42 |
3,44 |
Лоббисты - региональные лидеры
# |
Ф.И.О. |
В июле 2002 г. |
В июне 2002 г. |
Очень сильная эффективность
1 |
Лужков Ю.М. (Москва) |
4,33 |
4,22 |
2 |
Абрамович Р.А. (Чукотский АО) |
4,28 |
4,35 |
3 |
Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) |
4,25 |
4,18 |
4 |
Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия - Алания) |
4,20 |
4,13 |
5 |
Строев Е.С. (Орловская область) |
4,07 |
4,00 |
Сильная эффективность
6 |
Лисицын А.И. (Ярославская область) |
3,96 |
3,80 |
7-8 |
Тулеев А.М. (Кемеровская область) |
3,95 |
3,84 |
7-8 |
Яковлев В.А. (Санкт-Петербург) |
3,95 |
3,97 |
9 |
Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) |
3,89 |
3,74 |
10 |
Прусак М.М. (Новгородская область) |
3,82 |
3,78 |
11 |
Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) |
3,77 |
3,67 |
12 |
Титов К.А. (Самарская область) |
3,72 |
3,78 |
13 |
Россель Э.Э. (Свердловская область) |
3,61 |
3,70 |
Средняя эффективность
14 |
Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) |
2,77 |
2,67 |
15 |
Кресс В.М. (Томская область) |
2,62 |
2,60 |
16-17 |
Позгалев В.Е. (Вологодская область) |
2,60 |
2,62 |
16-17 |
Фархутдинов И.П. (Сахалинская область) |
2,60 |
2,65 |
18 |
Громов Б.В. (Московская область) |
2,54 |
2,60 |
19 |
Собянин С.С. (Тюменская область) |
2,51 |
2,60 |
20 |
Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) |
2,37 |
2,41 |
21 |
Хлопонин А.Г. (Таймырский АО) |
2,31 |
2,30 |
22 |
Магомедов М.М. (Республика Дагестан) |
2,30 |
2,28 |
23 |
Ишаев В.И. (Хабаровский край) |
2,25 |
2,22 |
24-25 |
Трутнев Ю.П. (Пермская область) |
2,23 |
2,14 |
24-25 |
Лапшин М.И. (Республика Алтай) |
2,23 |
2,33 |
Средний рейтинг |
3,25 |
3,23 |
Лоббисты-"профессионалы"
# |
Ф.И.О. |
В июле 2002 г. |
В июне 2002 г. |
Очень сильная эффективность
1 |
Кудрин А.Л. (федеральное правительство) |
4,70 |
4,63 |
2 |
Сурков В.Ю. (администрация президента) |
4,51 |
4,55 |
3 |
Христенко В.Б. (федеральное правительство) |
4,28 |
4,22 |
4 |
Авен П.О. (Альфа-банк) |
4,15 |
4,09 |
5 |
Греф Г.О. (федеральное правительство) |
4,11 |
4,20 |
6 |
Медведев Д.А. (администрация президента) |
4,08 |
4,04 |
7 |
Матвиенко В.И. (федеральное правительство) |
4,05 |
4,07 |
8 |
Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) |
4,02 |
4,04 |
Сильная эффективность
9 |
Березовский Б.А. (портфельный инвестор) |
3,80 |
3,77 |
10 |
Ресин В.И. (правительство Москвы) |
3,72 |
3,69 |
11 |
Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ, депутат Госдумы) |
3,47 |
3,44 |
12-13 |
Федун Л.А. ("ЛУКОЙЛ") |
3,33 |
3,29 |
12-13 |
Невзлин Л.Б. (Совет Федерации, ЮКОС) |
3,33 |
3,39 |
14 |
Гордеев А.В. (федеральное правительство) |
3,19 |
3,14 |
15 |
Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) |
3,17 |
3,27 |
16 |
Шохин А.Н. (депутат Госдумы, "Ренессанс-Капитал") |
3,15 |
3,20 |
17 |
Черной Л.С. (портфельный инвестор) |
3,12 |
3,10 |
18 |
Ремчуков К.В. (депутат Госдумы) |
3,10 |
3,02 |
19 |
Гуцериев М.С. (портфельный инвестор) |
3,07 |
3,05 |
Средняя эффективность
20 |
Павловский Г.О. (Фонд эффективной политики) |
2,96 |
3,08 |
21 |
Торшин А.П. (Совет Федерации) |
2,88 |
2,80 |
22 |
Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) |
2,86 |
2,77 |
23 |
Лысяков А.А. (Совет Федерации) |
2,79 |
2,75 |
24-25 |
Райков Г.И. (депутат Госдумы) |
2,76 |
2,80 |
24-25 |
Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) |
2,76 |
2,65 |
Средний рейтинг |
3,49 |
3,48 |
╘ Агентство экономических новостей, 2002.