0
945
Газета Экономика Интернет-версия

22.08.2002 00:00:00

Путь российской нефти укажет Путин

Тэги: путин, нефтепровод, восток


Дмитрий Дружинин, аналитик ИК "Проспект":

Мне кажется, что с точки зрения стратегической и геополитической, как ни посмотри, лучше строить нефтепровод в бухту Перевозная. Политически каждому понятно, почему; экономическая разница непринципиальна. Построив такую длинную нитку из Иркутской области, было бы странно и непонятно отдавать контроль над всем проектом в руки другого государства. Стоимость строительства - несколько миллиардов долларов, разумно и экономично пока строить только одну ветку. Так что компромисс в виде двух вариантов маловероятен, да и загрузка нефтепровода должна быть гарантирована, а российский "нефтяной Боливар" может не вынести двоих. Без гарантированной загрузки такой проект осуществлять никто не возьмется. К тому же частные компании могут выступить в качестве инвесторов, но право на решение все равно будет принадлежать "Транснефти". Лоббисты могут пытаться влиять, но, учитывая уже стабильную и жесткую позицию государства в области стратегической инфраструктуры, в частные руки такой стратегический проект отдан не будет. Это главная установка, и исходя из этого я полагаю, что нефть все же пойдет к новому терминалу в бухте Перевозная. Тот набор факторов, который сложился на сегодняшний день, может измениться со временем, но пока все говорит об этом.

Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований:

Думаю, что в результате поездки на Дальний Восток президент лишь уточнит некоторые подробности, но ни в какую сторону пока не склонится и уж тем более никаких стратегических решений принимать не станет до энергетического совещания в Хьюстоне в ноябре. А куда тянуть нефтеносную нить - зависит от общего геополитического видения положения России в будущем. Если мы хотим, как прежде, бороться с американским империализмом и строить многополярный мир, то Китай - идеальное направление для всех наших проектов. Если мы хотим сохраниться как государство территориально и при этом не оказаться в зависимости от внешних сил, то тогда партнером нашим должны стать США. Это задачи ближайшей перспективы, от которых зависит будущее на многие годы вперед. Выбор между Дацином и Перевозной - выбор ценностный. С тем, что нефтяной проект и экономические отношения в целом могут стать некой стяжкой между нами и Китаем, залогом будущих добрососедских отношений, гарантией безопасности Дальнего Востока, категорически не согласен. НОАК (Народно-освободительная армия Китая) - стратегический партнер российского ВПК, а не России. Китай нельзя привязать к себе экономически.

Владимир Лукашов, исполнительный секретарь межфракционного депутатского объединения "Российские инвестиции":

Со стратегической экономической точки зрения лучше самим идти к морю. Тайвань, например, получает газ из Австралии, хотя мог бы и из России, а ведь это самый крупный контракт, который заключен австралийской газовой отраслью с момента ее образования. Перевесит же при решении этого вопроса политика, в частности характер отношений России и Китая. Я думаю, что опасно отдавать в чужие руки такую "трубу". Ее конечным пунктом должен быть российский порт, наиболее вероятна бухта Перевозная. Чисто экономически это было бы оптимально. Это позволяло бы России самостоятельно перенаправлять потоки топлива в зависимости от ситуации с учетом своих экономических интересов. Решение будет за Кремлем, вопреки воле которого пойти не сможет никто. Китайцы очень грамотно выстраивают свою внешнюю политику. У нас, увы, нет специалистов, которые умеют работать с китайцами. Даже в МИДе нет таких профессионалов, которые могут адекватно противостоять китайским переговорщикам. А те мыслят столетиями. Позиция Китая - это смесь некоего ритуала и долгосрочной стратегии, это другой мир, и европейцу невозможно полностью его понять.

Валерий Нестеров, аналитик ИК "Тройка-Диалог":

С экономической точки зрения проект Ангарск-Дацин куда более перспективен. Он дешевле, поменьше, его легче заполнить, он будет быстрее построен и быстрее принесет деньги. С точки зрения геополитической проект "Транснефти" Ангарск-Находка привлекательнее, он дает возможность ориентироваться на большее количество потребителей. Но он весьма дорог, сроки строительства неясны, да и удастся ли обеспечить загрузку трубы такого объема? Торговля с Китаем содержит в себе риски. Нет опыта долговременной экономической связи по трубопроводам, и вряд ли можно предсказать политическое будущее Китая на 10 лет вперед.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
814
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1017
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
928
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
922

Другие новости