В ближайшее время Владимир Путин отправляется в поездку по Дальнему Востоку. В обнародованных планах главы государства - встреча с северокорейским президентом Ким Чен Иром, участие в выездной Морской коллегии РФ и морская прогулка на учебном паруснике "Надежда". Впрочем, прогулка только кажется увеселительной. Президент осмотрит бухту Перевозную, где планируется строительство нефтеналивного терминала, открывающего для России перспективный энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Порт станет конечным пунктом проектируемого колоссального трубопровода Ангарск - бухта Перевозная.
Этот широтный трубопровод свяжет в единую сеть все российские нефтяные магистрали. В качестве ресурсной базы предполагается использовать нефть Восточно-Сибирского региона и Западной Сибири. Согласно проекту, разработанному экспертами нефтяной компании "Транснефть", объемы транспортировки нефти составят 50 млн. тонн в год. Незамерзающая бухта Перевозная (глубина акватории - 28 м) сможет принимать танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн. Проблема неспособности существующих российских портов обеспечивать в нужном масштабе загрузку крупнотоннажных танкеров будет решена.
В прошлом году предложение "Транснефти" о разработке ТЭО на строительство нефтепровода получило принципиальное одобрение президента. Проект успешно прошел согласование в профильных министерствах, уже пройдена стадия обоснования инвестиций, в ближайшем будущем - экспертиза экспертных органов и разработка ТЭО. Трубопровод может быть введен в строй уже через 6-8 лет. Его протяженность составит чуть менее 4 тыс. км, он пройдет через семь регионов - от Иркутской области через Тынду к югу Приморского края. Не нужно быть глубоким аналитиком, чтобы прогнозировать оживление экономики областей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Местные бюджеты ожидают существенные налоговые поступления, местные предприятия, которые будут оказывать техническую поддержку проекту, - новые рабочие места.
Строительство трубопровода необходимо и по другой причине. В ближайшие 20-30 лет прогнозируется существенное снижение добычи нефти в Поволжье, на Северном Кавказе и Урале. Проекты по разработке месторождений на севере европейской части России и в западной части Сибири связаны с огромными капиталовложениями в развитие инфраструктуры, а также в разведку и освоение новых месторождений. В этих условиях стоит обратить внимание на регионы, обладающие громадным ресурсным потенциалом, - Восточную Сибирь и Дальний Восток.
По приблизительным подсчетам, строительство трубопровода потребует 5,2 млрд. долл. инвестиций. Это немало, однако проект того стоит - если учесть экономические и геополитические выгоды, которые получает Россия. Ни для кого не секрет, что проблемы транспортировки нефти и нефтепродуктов имеют сегодня для России стратегическое значение. Так, строительство нефтепровода в обход Чечни повысило надежность транспортировки азербайджанской нефти. Реализация проекта Балтийской трубопроводной системы с открытием нефтеналивного порта в Приморске дала возможность подорвать монополию балтийских государств на экспортный транзит российской нефти в Европу. Развитие восточных маршрутов транспортировки нефти обеспечивает России выход на чрезвычайно емкий рынок энергоносителей Тихоокеанского региона, минуя посредников.
Сегодня разрабатывается два проекта транспортировки нефти на восточном направлении. Альтернативой бухте Перевозная рассматривается китайский Дацин (согласно обоим проектам, нефтепроводы будут начинаться в Ангарске). Китайский рынок энергоносителей, безусловно, перспективен, однако проект Ангарск-Дацин ставит Россию в зависимость от энергетической политики Китая. По мнению многих экспертов, маршрут Ангарск - бухта Перевозная представляется куда более предпочтительным: Россия остается полноправным хозяином нефтяной трубы, что открывает ей свободный доступ к рынкам Японии, Китая, Тайваня, Южной Кореи и в перспективе США.
Доля России в американском нефтяном импорте составляет сейчас не более 1% (для сравнения: из Саудовской Аравии, Венесуэлы и Ирака в прошлом году Америка импортировала 34%). Однако стремление США к диверсификации маршрутов доставки нефти, связанное с решением сократить зависимость от импортеров из арабских стран, предоставляет России неплохой шанс резко увеличить свое присутствие на американском рынке. Так что нефтяную трубу нацеливают в том числе и на западное побережье США. С борта парусника, который идет вдоль тихоокеанского побережья России, западных штатов США никак не разглядеть. Но ведь парусник не зря называется "Надежда".