Новые сообщения подогревают ситуацию вокруг предполагаемого начала военных действий США в Ираке - саудовские миллиардеры выводят свои средства из Америки. Как сообщает газета Financial Times, аналитики оценивают общий объем сбежавших капиталов от 100 до 200 млрд. долл., которые, по предположениям, были вложены в акции в Европе.
Отношения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией серьезно обострились после терактов 11 сентября прошлого года, когда 15 из 19 предполагаемых террористов оказались представителями этой страны. Сейчас Саудовская Аравия стала одним из наиболее резких критиков возможной операции США по отношению к Ираку. Как считают в Саудовской Аравии, действия бизнесменов были отчасти продиктованы призывами заморозить их капиталы в американских банках. "Люди больше не верят в экономику США и не доверяют ее внешней политике", - заявил один из финансовых консультантов в Эр-Рияде. Общий объем саудовских капиталов, размещенных в Америке, оценивается в 400-600 млрд. долл., включая средства королевской семьи.
Обнародованные Financial Times сведения немедленно оказали влияние на фондовые и нефтяные рынки. Цена на нефть впервые за последние 15 месяцев преодолела психологически важный рубеж в 30 долл. за баррель. Аналитики считают, что 5-10 долл. в нынешней стоимости черного золота составляет "военная надбавка". И хотя рынок немного остудила информация об увеличении промышленных запасов нефти и нефтепродуктов в США, цены продолжали оставаться довольно высокими. А эксперты продолжают прогнозировать дальнейший рост цен на нефть в случае появления новых данных, подтверждающих начало силовой операции на Ближнем Востоке.
Ведущие американские индексы Nasdaq, Dow Jones и Standard&Poors 500 снизились в среднем на 1,4%. Помимо неопределенности относительно начала военных действий в Ираке нервы инвесторам изрядно потрепала информация о событиях в родном штате Джорджа Буша Техасе. 70 человек подверглись воздействию неизвестного опасного для жизни людей белого порошка, который был получен по почте представителями компании Hotels.com. Кроме того, рынки продолжают нервировать сообщения о последствиях корпоративных скандалов. В самое ближайшее время будет вынесен приговор в отношении одного из топ-менеджеров Enron Майка Коппера. Как ожидается, он будет признан виновным в умышленном сговоре и отмывании 12 млн. "криминальных" долларов. Коппера считают одним из авторов схем финансовых махинаций обанкротившейся компании.
Падение на рынках затронуло и американский доллар, курс которого вновь снизился по отношению к евро и иене. С начала этого года снижение американской валюты по отношению к ведущим мировым составило 10%. Однако и в самой Европе дела обстоят не лучшим образом. Наиболее сильная страна зоны евро - Германия - переживает сейчас не самые благоприятные времена. Как пишет журнал The Economist, экономику этой страны ожидает повторение спада. В других европейских странах также зафиксирован отрицательный экономический рост. Призывы к Европейскому Центральному банку в очередной раз сократить процентные ставки становятся все громче и громче по мере приближения очередного заседания. Как считает The Economist, мало кто удивится, если ЕЦБ прибегнет к этой мере на своем очередном заседании 12 сентября.
Мировой экономический кризис, затронувший крупнейшие государства планеты, приобретает все новые и новые очертания. Однако эффективных средств борьбы с ним нигде так и найдено. Похоже, что вслед за девальвацией принципа валютного коридора, доказавшего свою пагубность как антикризисной меры в Латинской Америке и России, пришла очередь и механизма процентных ставок. Как пишет The Economist, изменение процентных ставок сейчас является главным инструментом краткосрочного регулирования макроэкономической ситуации практически во всех странах. Однако наступил момент, когда монетарные власти не могут решить, как им дальше действовать. Быстрое снижение ставок может привести к росту инфляции. Если же они сохранят их на прежнем уровне, риск углубления мирового кризиса достаточно велик. Выглядеть виноватыми за очередной спад в мировой экономике монетарным властям совсем не хочется.