-Сергей Алексеевич, политическое решение о вступлении в ВТО в октябре 2003 года фактически принято. Для ускорения переговорного процесса правительство в последнее время значительно либерализовало российские позиции. В какой мере это затронуло АПК?
- Идут переговоры, к очередному раунду стороны готовят новые предложения, то есть идет обычный процесс по сближению позиций. Естественно, что партнеры по переговорам настаивают на таких условиях вступления нашей страны во ВТО, которые устраивают их. Мы не можем на переговорах оперировать условиями их вступления в эту организацию. А между тем у них агрегированные меры поддержки сельского хозяйства приняты в объемах и ценах середины 80-х годов. Если бы мы зафиксировали параметры нашего вступления по данным того же периода, то получили бы невероятные цифры для нынешнего, но реальные для того времени - это больше 60 миллиардов долларов, то есть примерно те же объемы поддержки сельского хозяйства, что сейчас в Евросоюзе. Однако мы входим во ВТО в другое время, и от нас требуют зафиксировать те цифры, которые имеются на сегодняшний день.
- У нас не только малы объемы финансовой поддержки аграрников, но и сам перечень мер скромен по сравнению с западными странами. Предполагает ли правительство застолбить весь набор средств? Ведь новые члены ВТО имеют право сохранить в своем арсенале только те средства поддержки, которые были на момент вступления.
- На переговорах обсуждаются три группы вопросов: прямая финансовая поддержка сельхозпроизводителя - это так называемая желтая корзина; условия доступа на внутренний рынок сельскохозяйственной продукции (тарифы, пошлины, квоты); экспортные субсидии. Все западные страны используют весь набор средств в значительных масштабах.
Наши переговорные позиции соответствуют тому, что мы хотим. "Желтая корзина" - объем всех видов финансовой поддержки сельхозпроизводства. В США, например, прямо и косвенно субсидируется чуть ли не вся сельскохозяйственная продукция в среднем в размере 30% стоимости ее производства. В США понимают, что сельское хозяйство в значительной мере формирует спрос во всех секторах промышленности. Сегодня в нашем консолидированном бюджете "желтая корзина" составляет около двух миллиардов долларов. Но мы отстаиваем цифру гораздо больше для того, чтобы не лишать страну в будущем эффективно использовать механизм "желтой корзины".
В защите наших позиций нам мешает и собственное законодательство. Наш таможенный механизм не позволяет надеяться на взвешенное, не подавляющее конкуренцию ограничение импортного потока. То есть срочно необходимо внести соответствующие изменения в законодательство относительно квот и немедленно принимать решения об их применении ко всему импорту сельхозпродукции, особенно по мясомолочной группе. Пошлины и квоты - эффективный комплекс средств по защите внутреннего рынка во всех странах.
Здесь нужно подчеркнуть крайне важный момент - механизм квот вносит определенность в развитие отечественного производства. При затоваривании внутреннего рынка западные страны часто субсидируют экспорт в Россию сотен тысяч тонн сельхозпродукции. Решения принимаются без всякого учета наших интересов. В таких условиях отечественный производитель не может выдержать ценовой конкуренции. Страна-экспортер за счет прямой финансовой поддержки своего производителя и целевого субсидирования поставок за рубеж всегда может сделать свою продукцию дешевле нашей.
- Какие еще формы поддержки национального сельхозпроизводителя используются в западных странах?
- В США помимо "желтой корзины" в объеме 20 миллиардов долларов в среднем в год существует так называемая зеленая корзина, которая предназначена для стимулирования спроса на сельхозпродукцию. Ежегодно 40-45 миллиардов долларов государство тратит на организацию бесплатных завтраков и обедов для 25 миллионов школьников, на программы "Мать и дитя" и для поддержки 20 миллионов малообеспеченных американцев, им поставляется в основном продовольствие. Мы этим совершенно не пользуемся, у нас нет подобных социальных программ, а в США они работают с 1933 года.
- По существу, это госзакупки. На Западе они являются существенным фактором не только поддержки отечественного производителя, но и важным средством стимулирования экономики в целом. Минэкономразвития же предложило законопроект, который допускает участие в конкурсах на поставки государству зарубежных производителей.
- Я ничего не слышал об этом законопроекте. Но твердо могу заверить, что американское правительство не пустило бы на этот рынок иностранных поставщиков, так как у них все уже расписано, или сформировало бы такие условия тендера, которые гарантировали бы победу своих поставщиков. Минэкономразвития должно предложить механизм притока иностранных инвестиций в развитии производства. Его не должно заботить участие зарубежных компаний в выполнении госзаказов, которые у нас не так велики. Для того чтобы пришел инвестор в отрасль, необходимо гарантировать прибыльность производства. Например, ни один зарубежный инвестор не вложит и цента (копейки) в молочное производство, так как у нас в отличие от США не зафиксированы минимальные закупочные цены.
- В прошлом году государство попыталось закупками, правда в скромных объемах, стабилизировать ценовую ситуацию на рынке зерна. Но это нужно проводить и по другим продуктам?
- Важно отрегулировать рынок зерна как основы всего остального сельхозпроизводства. За один год этого не добиться. Америка этим занимается 70 лет, а мы только начинаем, да и выделенные средства весьма скромны. У нас сейчас рынок самый свободный, и мы в его демократизации зашли гораздо дальше, чем западные страны. Сейчас отечественный производитель не имеет равных условий для конкуренции с зарубежной продукции даже внутри страны - за счет экспортных субсидий всегда можно добиться конкурентной цены. Неожиданное появление на рынке дешевой экспортной продукции делает весьма рисковым инвестиции в агропромышленность.